162. Назовите структуру, которая является функциональной единицей почки. - нефрон.
163. Допишите текст, вставив пропущенные слова.
В нефроне происходят два процесса: фильтрация и обратное всасывание. Фильтрация крови осуществляется в _________. В результате фильтрации образуется первичная моча, представляющая собой по составу плазму крови. Обратное всасывание происходит из _____ в _________. В результате образуется вторичная моча, содержащая щавелевую и др. кислоты.
164. Перечислите меры профилактики почечных заболеваний.
1) есть поменьше солёного 2) есть поменьше острого 3) держать ноги в тепле 4) наследственность 5) не употреблять газовые напитки.
Значение нервной системы: 1) Являемся материальной основой психической деятельности; 2) Обеспечивает приспособление к среде; 3) Согласует работу всех органов; 4) Обеспечивает выживание организма как целого.
167. Известно, что гомеостаз поддерживают рецепторы, одни из которых регистрируют верхнюю границу нормы, другие - нижнюю. Прочитайте текст и впишите недостающие слова: усиливают, ослабляют, увеличивают, уменьшают. Возбуждение рецепторов, регулирующих нижнюю границу нормы, рефлексы, стимулирующие поступление веществ и их трату. Возбуждение рецепторов, регистрирующих превышение верхней границы нормы, рефлексы, стимулирующие поступление веществ и их трату. При физической работе усиливается выделение тепла за счёт работы мышц, вследствие этого возбуждаются рецепторы, регулирующие верхнюю границу нормы. Вследствие этого возникают рефлексы, которые потоотделение, расширение сосудов кожи и теплообразование.
169. Допишите утверждения. Серое вещество образуют тела нейронов и дендриды. Белое вещество образуют нервные волокна. Нервы состоят из нейронов. Нервные узлы состоят из нервов.
171. Напишите, какой из известных вам рефлексов имеет двухнейронную рефлекторную дугу. Дорисуйте схему его действия. Сделайте недостающие подписи. Пример двухнейронного рефлекса: коленный рефлекс.
172. Представьте, что вы дотронулись до горячей поверхности и немедленно отдернули руку. Изобразите дугу осуществленного рефлекса, учитывая, что она включает чувствительный, двигательный и вставочный нейрон.
173. Объясните, в чем выражается проводящая функция спинного мозга. Функции спинного мозга рефлекторная и проводящая. Например при стуке молоточком по нерву ноги возбуждение идёт в спинной мозг и нога двигается.
174. Прочитайте статью «Отделы головного мозга» §45. Заполните схему.
175. Подпишите на рисунке указанные отделы головного мозга.
176. Заполните таблицу « Расположение желудочков мозга».
177. Впишите в таблицу функции указанных отделов головного мозга.
178. Прочитайте §46 «Функции переднего мозга» и продолжите заполнение таблицы.
179. Укажите значком»+», какие из перечисленных функций может выполнять старая кора, а какие - только новая.
180. Прочитайте §47 (до рублики «Симпатический подотдел автономной нервной системы») и сопоставьте особенности соматического и вегетативного отделов нервной системы.
181. Сравните строение и функции симпатического и парасимпатического подотделов нервной системы.
182. Приведите пример доказывающих взаимодействие симпатической и парасимпатической подсистем. Девушка увидела нужное ей платье и пошла его покупать. Включается симпатическая система – скорость возрастает, давление, не в мозг поступает состояние девушки и включается парасимпатическая система.
Тема 13. Высшая нервная деятельность. Поведение, психика.
197. Изобразите стрелками схемы безусловного и условного рефлексов. Образующуюся временную связь выделите особо (цветом или пунктиром).
198. Рассмотрите рис. 214 и 215 на с. 270, 271 учебника. Объясните следующие факты.
199. Прочитайте п. 58 «Врождённые и приобретённые программы поведения» и заполните таблицу.
200. Проанализируйте формы приобретённого поведения. Заполните таблицу.
201. Отчёт о лабораторной работе «Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и образования нового динамического стереотипа» (с. 276-277 учебника).
202. Прочитайте п.55. Сопоставьте быстрый и медленный сон. Заполните таблицу.
203. Приведите примеры биологических ритмов у человека. Ритмы, связанные с ритмами внешней среды: волнения, нервы, опасность и т.д. Внутренние ритмы: биение сердца.
204. Прочитайте п. 56. Распределите приведённые потребности в соответствующие столбцы таблицы: безопасность, музыка, общение, питание, питьё, воздух, жилище, одежда, учёба, наука, литература, искусство, забота о потомстве.
205. Ответьте на вопросы. 1) Чем объяснить случаи, когда при переводе с иностранного языка на родной все слова понятны, а общий смысл высказывания – нет? - Другая расстановка слов и складность. 2) Чем логическое мышление отличается от интуиции? - Логическое мышление – рассуждение над тем или иным, а интуиция – это чувство какого-либо варианта случая, возможность.
206. Заполните схемы. Восприятие – объективное; - поверхностное или полное; Представление – памяти; - воображения; Память – логическая; - механическая; Память – слуховая; - моторная; Воображение – активное; - пассивное.
207. Прочитайте п. 57 «Воля, эмоции, внимание». Укажите этапы волевого действия на схеме.
208. Сравните понятия внушаемость и негативизм.
209. Дайте определения понятий. Аффект – бурная эмоциональная вспышка. Стресс – напряжение сил организма.
213. Прочитайте п. 58 «Роль эндокринной регуляции». Заполните схему.
Железы – на теле; в полости; смешанно Примеры: потовые железы; щитовидная железа; половые; сальные железы; эпифиз; поджелудочная железа.
214. Ответьте, по какому признаку различают железы внешней и внутренней секреции.
- Определяют по выходу протоков, так как может быть в полости и на теле.
215. Укажите значение и общие свойства гормонов.
Значение: рост, развитие и определение однородности среды. Свойства: реагируют на живые клетки, есть биологическая активность.
216. Объедините перечисленные структуры стрелками, указывающими последовательность передачи информации при взаимодействии нервной и эндокринной систем.
217. Прочитайте п. 59 «Функции желез внутренней секреции». Впишите в таблицу названия и функции желез эндокринной системы, отмеченные на рисунке.
218. Заполните таблицу.
219. Укажите, какой отдел вегетативной нервной системы поддерживают гормоны надпочечников – адреналин и норадреналин.
220. Прочитайте статью «Размножение организмов» п. 60. Сравните бесполое и половое размножение.
221. Приведите примеры бесполого и полового размножения у растений и животных.
222. Перечислите этапы, из которых складывается жизненный цикл особи. - оплодотворение, деление, рост, развитие, старение, смерть.
223. Изучите далее п. 60 и рис. 123, 124 учебника. 1) Подпишите названия органов мужской половой системы, указанных на рисунке. 1 – семявыносящие каналы 2 – семенник 3 – половая железа 4 – мошонка 5 – семенные пузырьки 6 – предстательная железа 7 – мочеиспускательный канал Какой из изображённых на рисунке органов не относится к половой системе? 2) Подпишите названия органов женской половой системы, указанных на рисунке. 1- труба 2 – матка 3 – яичник.
224. Прочитайте статью «Образование и развитие зародыша» п. 60. Допишите утверждения.
Наличие в сперматозоиде и яйцеклетке половинного набора хромосом позволяет создавать 1 целую составную из 46. Слияние яйцеклетки и сперматозоида называется оплодотворение. Оно происходит В результате этого процесса образуется зигота. Она начинает дробиться и превращается в пузырёк. В отличие от неоплодотворённой яйцеклетки зародыш может удержаться в матке, потому что зародыш прикрепляется к ворсинкам в матке.
225. Прочитайте статью «Закон индивидуального развития» п. 61.
Ответьте на вопросы.
1) Какие факты говорят в пользу основного биогенетического закона Геккеля-Мюллера? - Для каждого вида и рода есть своя приспособленность к какой-либо среде, т.е. программа развития в той среде.
2) Почему наблюдаются отклонения от биогенетического закона? - Органы начинают работу по-разному.
226. Прочитайте статью «Развитие плода» п. 61. Напишите, после каких этапов развития зародыш становится плодом.
- При увеличении объёма зародыша, образуется плацента.
227. Прочитайте п. 61 до конца. Ответьте на вопросы.
1) Сколько дней, лунных и календарных месяцев длится беременность? - 280 суток, 10 лунных месяцев.
2) Что происходит с плацентой после рождения ребёнка? - Плацента отторгается.
228. Прочитайте статью «Наследственные и врождённые заболевания» п. 62. Заполните таблицу.
229. Прочитайте статью «Болезни, передаваемые половым путём» п. 62. Систематизируйте материалы в виде таблицы.
230. Прочитайте п. 63 «Развитие ребёнка после рождения. Становление личности». Укажите временные рамки следующих возрастных периодов развития человека.
Новорождённый: приспособление к окружающей среде; Грудной: ребёнок овладевает основами общения; Пубертатный: вторичные половые признаки с 9-11 лет (девочки) с 11-12 лет (мальчики).
231. Прочитайте статьи «Темперамент» и «Характер» п. 63. Сопоставьте эти понятия. Заполните таблицу.
232. Сведите в таблицу информацию о четырёх типах темперамента, выделенных Гиппократом.
233. Закончите схему.
Типы психической деятельности (по И.П. Павлову): - сильная уравновешенность; - слабая уравновешенность; - сильная уравновешенность; - слабая уравновешенность;
234. Дайте определения понятий.
Экстраверт – открытый человек. Интроверт – закрытый человек.
235. Прочитайте п. 44. Установите разницу между понятиями интерес, склонность, способность. Запишите свои выводы в таблицу.
80. Повторите статью «Компоненты внутренней среды» § 17. Ответьте на вопросы.
1) Как питательные вещества, кислород и минеральные соли достигают тканей?
- По кровеносной системе.
2) Как образуется тканевая жидкость?
3) Как образуется лимфа?
- Она начинается в тканях мелкими слепыми мешочками, состоящих из опит. слоя клеток.
4) Куда оттекает лимфа?
- В кровеносную систему.
81. Прочитайте § 20 «Транспортные системы организма». Нарисуйте схематично строение стенок артерий, вен, лимфатических сосудов, капилляров, отразив различия в количестве и толщине составляющих их тканевых слоёв. Подпишите названия тканей.
83. Прочитайте § 21 «Круги кровообращения», изучите в учебнике рис. 51. Изобразите на рисунке малый круг кровообращения, указав направление движения крови стрелочками, венозную кровь обозначьте синим цветом, артериальную – красным.
84. Изобразите на рисунке большой круг кровообращения, указав направление движения крови стрелочками, венозную кровь обозначьте синим цветом, артериальную – красным.
85. Ответьте, замкнутой или незамкнутой является лимфатическая система.
- Не замкнутой.
Укажите её функции. - Очищает межклеточные промежутки от ненужных веществ.
89. Вернитесь к заданию № 89. На схематическом рисунке сердца не хватает сосочковых мышц и сухожильных нитей. Дорисуйте их простым карандашом и укажите функцию, которую они выполняют.
90. Прокомментируйте такое свойство сердечной мышцы, как автоматизм.
91. Прочитайте статью «Сердечный цикл» § 22 и заполните таблицу.
Запомните! Створчатые клапаны всегда открыты, кроме фазы сокращения желудочков, полулунные – всегда закрыты, кроме фазы сокращения желудочков. (См. рис. 54 учебника.)
1) Как на работу сердца влияют адреналин, соли кальция и симпатический нерв? - Адреналин учащает работу сердца.
2) Как на работу сердца влияют соли калия и блуждающий нерв? - Нерв замедляет, а минералы интенсивно работают.
93. Прочитайте § 23. Допишите утверждения.
Причиной движения крови по сосудам является ________, создаваемая ______. Артериальное давление крови измеряется в ______. Если результаты измерения давления записаны формулой АД = 160/90, то это значит, что ______. Скорость крови в аорте _______ см/с. Скорость крови в капиллярах _______ см/с. Пульс связан с ___________, а не с толчками, возникающими при движении крови.
95. Отчёт о лабораторной работе «Изменение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа» (с. 117 учебника).
Длина ногтевого ложа (S) - _______. Время прохождения крови по ногтевому ложу (t) - ________/ Скорость кровотока в сосудах ногтевого ложа (V = S/t) - _______.
96. (Выполняется дома.) Если в семье есть курящий, измерьте у него скорость кровотока в сосудах ногтевого ложа по методике, описанной в § 23 (рис. 56А), в моменты, когда курящему очень хочется курить и после выкуривания сигареты.
Протокол опыта:
Скорость кровотока до курения – Скорость кровотока после курения – Известно, что действие никотина двухфазное: вначале он увеличивает скорость кровотока, затем резко уменьшает его за счёт спазма сосудов. Объясните, как это влияет на организм курящего. В чём причина того, что многие курящие люди начинают испытывать тягу к табаку?
97. Прочитайте статьи «Первая помощь при стенокардии» и «Первая помощь при гипертоническом кризе» § 24. Заполните таблицу.
98. Прочитайте статью «Внутренние кровотечения» § 25. Ответьте на вопросы.
1) Какие кровотечения называются внутренними? - Кровь изливается в органы или в промежутки.
2) Какие кровотечения называются внешними? - Кровь выходит наружу.
3) Что такое гематома (синяк)?
- Лопаются мелкие капилляры, в ткани попадает кровь и место опухает. Почему и как со временем меняется цвет синяка? - Выводится из этих тканей.
4) Почему при ушибах головы появляется шишка? - Ушиб мягких тканей или органов.
5) Почему для уменьшения боли и размеров шишки на лбу лучше прижимать ушибленное место металлами, обладающими хорошей теплопроводностью? - Они берут в себя жар.
101. Прочитайте статью «Лечение раны» § 25. Ответьте на вопросы.
1) Что такое струп? - Коричневая корочка, образующаяся при свёртываемости крови.
2) Какова роль зернистой соединительной ткани и почему её не следует травмировать при перевязках?
3) Как размочить прилипший бинт? -Водой (перекисью водорода с марганцовкой).
4) Для чего при повторных повязках применяют салфетки, смоченные риванолом или антисептической мазью? - Для заживления.
5) Почему салфетку, смоченную йодом, нельзя прибинтовывать непосредственно к ране? - Вызывает ожог.
6) Почему при образовании прочного струпа рану лучше держать без повязки, на воздухе? -Чтобы не мокла.
102. Отчёт о лабораторной работе «Функциональная проба. Реакция сердечнососудистой системы на дозированную нагрузку» (с. 124 учебника). Запишите результаты в табличной и графической форме. Выбор единиц измерений и разметку значимых точек на оси абсцисс и оси ординат сделайте самостоятельно.
1) Являемся материальной основой психической деятельности; 2) Обеспечивает приспособление к среде; 3) Согласует работу всех органов; 4) Обеспечивает выживание организма как целого.
167. Известно, что гомеостаз поддерживают рецепторы, одни из которых регистрируют верхнюю границу нормы, другие - нижнюю. Прочитайте текст и впишите недостающие слова: усиливают, ослабляют, увеличивают, уменьшают.
Возбуждение рецепторов, регулирующих нижнюю границу нормы, рефлексы, стимулирующие поступление веществ и их трату. Возбуждение рецепторов, регистрирующих превышение верхней границы нормы, рефлексы, стимулирующие поступление веществ и их трату. При физической работе усиливается выделение тепла за счёт работы мышц, вследствие этого возбуждаются рецепторы, регулирующие верхнюю границу нормы. Вследствие этого возникают рефлексы, которые потоотделение, расширение сосудов кожи и теплообразование.
171. Напишите, какой из известных вам рефлексов имеет двухнейронную рефлекторную дугу. Дорисуйте схему его действия. Сделайте недостающие подписи.
Пример двухнейронного рефлекса: коленный рефлекс.
172. Представьте, что вы дотронулись до горячей поверхности и немедленно отдернули руку. Изобразите дугу осуществленного рефлекса, учитывая, что она включает чувствительный, двигательный и вставочный нейрон.
173. Объясните, в чем выражается проводящая функция спинного мозга.
Функции спинного мозга рефлекторная и проводящая. Например при стуке молоточком по нерву ноги возбуждение идёт в спинной мозг и нога двигается.
174. Прочитайте статью «Отделы головного мозга» §45. Заполните схему.
175. Подпишите на рисунке указанные отделы головного мозга.
176. Заполните таблицу « Расположение желудочков мозга».
177. Впишите в таблицу функции указанных отделов головного мозга.
178. Прочитайте §46 «Функции переднего мозга» и продолжите заполнение таблицы.
179. Укажите значком»+», какие из перечисленных функций может выполнять старая кора, а какие - только новая.
180. Прочитайте §47 (до рублики «Симпатический подотдел автономной нервной системы») и сопоставьте особенности соматического и вегетативного отделов нервной системы.
181. Сравните строение и функции симпатического и парасимпатического подотделов нервной системы.
182. Приведите пример доказывающих взаимодействие симпатической и парасимпатической подсистем. Девушка увидела нужное ей платье и пошла его покупать. Включается симпатическая система – скорость возрастает, давление, не в мозг поступает состояние девушки и включается парасимпатическая система.
183. Прочитайте статью «Ощущения. Строение и функции анализаторов» § 48. Закончите таблицу, вписав названия частей анализатора, соответствующие их описанным функциям.
184. Вставьте в текст нужное слово (слова).
Рыбы могут увидеть приближающуюся моторную лодку, услышать её шум, но соединить эти образы в единое восприятие не могут. Это говорит об отсутствии третичных сенсорных зон мозга.
185. Определите, к физическим или психологическим иллюзиям можно отнести следующие:
1) «Увеличение» скорости движения инфузорий во столько раз, во сколько увеличивает микроскоп. (Вспомните формулу скорости: v = S/t, где S – путь (расстояние между двумя точками, которое под влиянием увеличения микроскопа зрительно становится больше) и t – время, которое субъективно не меняется, смотрим мы в микроскоп или нет.)
Физическая иллюзия.
2) «Уменьшение» верхнего кружка восьмёрки, если её перевернуть. Психологическая иллюзия.
186. Укажите, какой из трёх типов иллюзий изображён на картинках а, б, в. Иллюзия перспективы – б. Иллюзия контраста – в. Переоценка длины вертикальных линий по сравнению с горизонтальными – а.
187. Сформулируйте устно, чем иллюзии отличаются от галлюцинаций. Приведите примеры.
Пример иллюзии: оазис в пустыне – любой человек. Пример галлюцинации: больные люди.
188. Прочитайте статью «Положение и строение глаза» § 49. Сделайте подписи к рисунку.
190. Прочитайте § 51 «Слуховой анализатор». Сделайте подписи к рисунку.
191. Заполните таблицу «Строение и функции отделов уха».
192. Используя сведения, полученные в 7 классе об эволюции органов слуха у позвоночных животных (учебник В. В. Латюшина и В. А. Шанкина «Биология. Животные. 7 класс», с. 231 - 233), составьте таблицу «Эволюция органов слуха у позвоночных животных».
193. Допишите, вставляя необходимые слова, описание работы спирального органа.
Колебание перепонок круглого и овального окон приводит к колебанию жидкости в улитке. Колебания воспринимаются расположенным в средней части канала _______.
Слуховые рецепторы, находящиеся на перепонке, колеблются вместе с её частями, откликающимися на разную высоту. Волоски рецепторных клеток касаются покровной пластинки и возбуждаются.
Возникшие импульсы идут в головной мозг. В височной доле головного мозга происходит осмысливание полученной информации и определение её источника.
Обращаем ваше внимание на то, что данный интернет-сайт www.kinolog.do.am носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 (2) Гражданского кодекса РФ. Цена и наличие товара может отличаться от действительной. Пожалуйста, уточняйте цены и наличие товара у наших менеджеров.
Администрация сайта не несет ответственности за действия и содержание размещаемой информации пользователей: комментарии, материалы, сообщения и темы на форуме, публикации, объявления и т.д.