Напишите реферат об одном из организаторов или участников обороны Севастополя: В. А. Корнилове, П. С. Нахимове, П. М. Кошке и др. Составьте подробный план реферата. Для темы рефераты был выбран один из героев обороны Севастополя — Владимир Иванович Истомин.
План реферата.
а) Происхождение и семья; б) Детство и юность; в) Учеба в морском кадетском корпусе; г) Служба на линейном корабле «Азов» и участие в Наваринском сражении; д) Карьера военного моряка и назначение командиром линейного корабля «Париж»; е) Участие в Синопском сражении; ж) Оборона Севастополя и смерть; з) Отзывы современников; и) Память об В. И. Истомине.
Задание № 6.
По карте Севастополя устно охарактеризуйте положение города с военной точки зрения, отметив сильные и слабые стороны. Прокомментируйте планы сторон в отношении этой крепости.
Задание № 7.
Отметьте на карте на с. 48-49 и прокомментируйте основные события Крымской войны.
Начало войны отмечено введением русских войск в придунайские княжества и осадой Силистрии. Эскадра под командованием Нахимова уничтожила турецкую в Синопском сражении, а на Кавказе в сражениях у Ахалцика и Башкадыклар была разгромлена турецкая армия. Неудачи турецких сил послужили поводом для вступления в войну Англии и Франции и переносом военных действий в Крым. После высадки союзников и сражения на Альме был осажден Севастополь. Бомбардировкам были подвергнуты другие российские города. После Балаклавского сражения союзники получили возможность беспрепятственно штурмовать Севастополь, южная часть которого была взята в 1855 году. В этом же году русские войска взяли сильнейшую на Кавказе турецкую крепость Карс, что дало возможность ускорить мирные переговоры из-за опасения союзников в затягивании войны.
Ответы к заданиям. Контурные карты. Таблицы. Кроссворды.
Задание № 1.
Выберите правильный ответ.
Система высшего, среднего и начального образования в России сложилась при: а) Петре I; б) Екатерине II; в) Александре I; г) Николае I.
Задание № 2.
Укажите неверный ответ.
Реформа 1803 года в области образования имела результатом: а) создание в каждом губернском городе гимназии; б) открытие в каждом уездном городе уездного училища; в) создание в сельской местности приходских училищ; г) образование Министерства народного просвещения; д) доступ детей крепостных крестьян во все типы учебных заведений.
Задание № 3.
Укажите неверный ответ.
В годы царствования Николая I развитие образовательной системы характеризовалось: а) особым вниманием к религиозному образованию; б) ростом числа учебных заведений; в) сокращением числа учебных заведений; г) открытием высших технических учебных заведений.
Задание № 4.
Продолжите фразу:
Наиболее значимым был вклад в биологию (И. А. Двигубского, И. Е. Дядьковского, К. М. Бэра), так как он сумел в своих трудах сформулировать закономерности, легшие в основу представлений об эмбриональном развитии организмов, став одним из основоположников современной эмбриологии.
Задание № 5.
Используя материал учебника, покажите в таблице различия между существовавшими типами учебных заведений.
Подготовьте доклад о вкладе в развитие медицины Н. И. Пирогова. Составьте развернутый план доклада.
План доклада.
а) Семья, детство и образование; б) Первые шаги в медицине; в) Анатомический атлас и топографическая анатомия; г) Участие в обороне Севастополя; д) Становление военно-полевой хирургии и вклад Н. И. Пирогова (сортировка раненных, эвакуация, анестезия, ампутация, гипсовые повязки и др.); е) Опала; ж) Педагогическая деятельность; з) Значение Н. И. Пирогова для науки.
*примечание. До Пирогова хирургия была ремеслом, после него стала наукой !!!
Задание № 7.
Дайте определение понятий.
Нептунисты — сторонники теоретического направления в геологии, согласно которому все геологические процессы обусловлены действием воды; Плутонисты — сторонники теоретического направления в геологии, согласно которому основой всех геологических процессов является наличие «центрального огня» внутри Земли.
Задание № 8.
Продолжите фразу.
Главным достижение в развитии отечественной астрономии в начале XIX века было создание мощных телескопов, позволивших составить более детальное описание Солнечной системы, и открытие в 1839 г. Пулковской обсерватории.
Задание № 9.
Кто из российских математиков начала XIX века совершил переворот в развитии геометрии? В чем состоял этот переворот? Н. И. Лобачевский. Он стал создателем неевклидовой геометрии, или геометрии Лобачевского. С его точки зрения евклидова геометрия ограничивает теорию, описывающую свойства пространства. Разработанная Лобачевским геометрия стала началом развития пространственной геометрии.
Задание № 10.
Укажите, авторами каких открытий и изобретений были перечисленные ниже ученые.
В. В. Петров — открытие в 1802 г. явления электрической дуги и доказательство возможности ее практического применения в металлургии; Б. С. Якоби — изобретение в 1834 году первого электрического двигателя с вращающимся валом; Э. Х. Ленц — в 1833 году установил правило определения направления движущей силы индукции (закон Ленца); П. Л. Шиллинг — в 1832 году установил в Санкт-Петербурге первый в мире электромагнитный телеграф; К. С. Кирхгоф — в 1811-1814 гг. разработал первый промышленный способ получения глюкозы из крахмала; К. И. Гротгус — в 1818 году открыл основной закон фотохимии, согласно которому химическое превращение вещества может вызвать только тот свет, который поглощается самим веществом; К. И. Гесс — в 1840 году открыл основной закон термохимии, выражавший принцип сохранения энергии применительно к химическим процессам; П. Г. Соболевский — в 1826 году совместно с В. В. Любарским разработал способ получения ковкой платины и изготовления из неё изделий, положив начало порошковой металлургии. 1828 году впервые в истории монетного дела осуществил чеканку платиновой монеты; В. В. Любарский — совместно с П. Г. Соболевским разработал способ получения ковкой платины и изготовления из неё изделий, положив начало порошковой металлургии; П. П. Аносов — создал новый метод получения высококачественной литой стали, раскрыл утерянный в средние века секрет изготовления булата; Ефим и Мирон Черепановы — в 1830-х гг. создали первый в России паровоз и построили железную дорогу (по сути первую в России) от завода к руднику; Н. Н. Зинин — его открытия в области органической химии послужили основой промышленного получения красителей, взрывчатых веществ, фармацевтических препаратов; А. М. Бутлеров — в 1861 году создал теорию химического строения органических веществ.
Задания к § 16. Русские первооткрыватели и путешественники.
Ответы к заданиям. Контурные карты. Таблицы. Кроссворды.
Задание № 1.
На карте на с. 54—55 покажите маршрут первой русской кругосветной экспедиции, укажите, в чем, на ваш взгляд, состояло ее значение для науки. Это плавание внесло значительный вклад в изучение Тихого и Северного Ледовитого океанов. Были открыты новые острова, составлены описания и нанесены на карту малоизученные и неисследованные районы Тихого океана, побережье Дальнего Востока, Аляски, Алеутских островов. Все это обогатило географию и естественные науки сведениями о странах, мало известных, а описание путешествия и атлас были переведены на многие европейские языки. Помимо этого, значение для российской географии и флота состояло в том, что изменилось отношение к морским экспедициям, сделав их непрерывными.
Задание № 2.
На карте на с. 54—55 покажите маршруты путешествий Г. И. Невельского и Е. В. Путятина по Дальнему Востоку. Отметьте, в чем вы видите их значение. В результате экспедиций Г. И. Невельского было установлено, что Сахалин — остров, открыт отделяющий его от материка пролив Татарский, а также ряд новых территорий. Установлена возможность входа судов в Амур и основан г. Николаевск-на-Амуре. Результатом экспедиции Е. В. Путятина стало открытие неизвестных ранее островов, установление дипломатического контакта с закрытой от европейцев Японией. Помимо географических открытий эти экспедиции имели значение для укрепления позиций России на Дальнем Востоке и закрепления за ней Приморья.
Задание № 3.
На карте на с. 54—55 покажите маршрут кругосветной экспедиции Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева. Какое мировое открытие было совершено ее участниками? В чем состоит его значение? 16 января 1820 года экспедиция открыла шестой континент планеты — Антарктиду, что до этого не удалось сделать великому английскому мореплавателю — Дж. Куку. За время плавания экспедиция обошла вокруг всего материка. Были открыты и нанесены на карту десятки новых островов, собраны уникальные естественно-научная и этнографическая коллекции, данные наблюдений за водами Мирового океана и ледяными покрытиями нового континента. Сделаны превосходные зарисовки видов Антарктики и обитающих там животных. Контурная карта «Маршруты экспедиций русских первооткрывателей и путешественников первой половины XIX века».
Ответы к заданиям. Контурные карты. Таблицы. Кроссворды.
Задание № 1.
Рассмотрите в учебнике репродукцию картины К. П. Брюллова «Последний день Помпеи». Какое художественное направление она представляет? Назовите характерные черты этого направления.
Картина сохраняет в себе традиционные черты классицизма, такие как идеальность типов, условное построение групп, правильность канонов, но романтические театральные эффекты добавляют в нее дух романтизма — это сочетание стилей носило название академизма, представителем которого являлся К. Брюллов. *примечание. В то же время, Брюллов уже стремится передать психологическую правду и историческую достоверность, представить многообразные переживания массы людей в момент грозного бедствия, подчёркивает трагичность их неминуемой гибели, бессилия перед стихией, показывая своих героев прекрасными, полными благородства людьми, что является чертами реализма.
Задание № 2.
Дайте определение понятий.
Художественная культура — это процесс создания, распространения, коллективного и индивидуального восприятия, духовного и материального освоения эстетических, художественных ценностей; Художественный стиль — особое качество формы произведения искусства, достигаемое целостностью творческого метода, способов формообразования, приемов композиции, индивидуальной манеры и техники, свойственных художникам определенного исторического периода; Классицизм — направление в искусстве, обратившееся к античному наследию как к норме и идеальному образцу и характеризующееся ясностью и точностью образов, строгим подчинением канонам и идеальностью типов; Сентиментализм — направление в искусстве, характеризующееся чувственным восприятием и обостренным эмоциональным отношением к окружающему миру; Романтизм — направление в искусстве, характеризующееся утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных, бунтарских страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Реализм — направление в искусстве, характеризующееся стремлением к точному, объективному, правдивому изображению действительности. Критический реализм — направление в искусстве, отображающее обусловленность обстоятельств жизни человека и его психологии окружающей социальной средой.
Задание № 3.
Какие картины перечисленных художников вам известны? Чем они вам запомнились?
К. П. Брюллов — «Последний день Помпеи». Трагичность в ситуации неотвратимой и неминуемой гибели; О. А. Кипренский — «Портрет Пушкина». Выразительность, внутренний мир героя. В. А. Тропинин — «Кружевница». Подчеркнутая типичность и внутренняя привлекательность образа; А. А. Иванов — «Явление Христа народу». Контраст между убежденностью в вере и общим настроением людей; П. А. Федотов — «Сватовство майора». Трагизм и безвыходность ситуации для молодой девушки; А. Г. Венецианов — «Захарка». Искренность и выразительность героя.
Назовите крупнейших представителей российского театра и музыки первой половины XIX в. и определите их принадлежность к художественной школе романтизма или реализма.
Задание № 5.
Внесите в таблицу названия известных вам архитектурных памятников Москвы и Петербурга, выполненных в стиле ампир и русско-византийском стиле.
Задание № 6.
Авторами каких известных памятников были перечисленные архитекторы?
А. Д. Захаров — комплекс зданий Адмиралтейства в С.-Петербурге; А. Н. Воронихин — Казанский собор и Горный институт в С.-Петербурге; К. И. Росси — здания Гл. Штаба, Сената, Александринский театр в С.-Петербурге; О. И. Бове — Театральная площадь и Большой театр в Москве; Д. И. Жилярди — Опекунский совет в Москве. К. А. Тон — Храм Христа Спасителя, Кремлевский дворец, Оружейная палата.
Ответы к заданиям. Контурные карты. Таблицы. Кроссворды.
Задание № 1.
Определите значение слов и выражений.
Курная изба — изба, топившаяся по «черному», то есть не имевшая печной трубы; Русская печь — массивная печь с лежанкой (полатями) для обогрева помещения и приготовления пищи; Вольтеровское кресло — большое глубокое кресло с высокой спинкой; Чубук — полый деревянный стержень, на который насаживается курительная трубка и через который курящий втягивает дым табака; Конторка — высокий письменный стол с наклонной доской для работы стоя или сидя на высоком табурете; Холодильник — строение для содержания чего-либо в холоде, или любая холодная прихожая; Лучина — тонкая длинная щепка из сухого дерева, укреплявшаяся в светце и освещавшая избу в старину; Шандал — тяжелый подсвечник; Огниво — кусок камня или металла для высекания огня ударом об кремень; Погребец — дорожный сундучок для провизии и посуды; Трактир — гостиница или постоялый двор с рестораном или харчевней; Харчевня — заведение с простыми и дешевыми кушаньями; Кабак — питейное заведение; Галерка — верхний ярус зрительного зала театра, где расположены самые дешевые места; Капельмейстер — дирижер любого (театрального, военного, симфонического и т.д.) оркестра; Фигурант — драматический актер, исполняющий роль без слов, статист или актер балета, выступающий в групповых сценах.
Задание № 2.
Укажите, что нового появилось в первой половине XIX в.
В одежде — основные изменения коснулись одежды верхних и средних классов общества. У мужчин скромные сюртуки без украшений и высокие шляпы «боливар». Женские платья стали напоминать правильную рюмку. Вошел в моду капор (головной убор). Одежда средних классов также стала больше напоминать европейский костюм. В питании — широкое распространение получил чай. Среди крестьян все большее распространение получал картофель. В богатых домах вошли в моду французская кухня и восточные сладости. В обуви — изменился лишь покрой обуви, но, по-прежнему, основной обувью среди слоев с достатком были сапоги у мужчин и туфли у женщин. В среде крестьян стали популярны валенки с высоким голенищем; В жилище — дома знати стали строить в основном из камня. Входили в моду «коридорная» система планировки и восточная мебель; В досуге — в среде высших и средних классов широкой популярностью пользовался театр (за плату), стала развиваться клубная жизнь, общественные увеселения, библиотеки («читальни»).
По репродукции картины П. А. Федотова «Прогулка» (1837) определите, кто на ней изображен, во что одет. На картине П.А. Федотова «Прогулка» (1837) изображены сам художник, его отец А.И. Федотов и сводная сестра художника А.И. Калашникова. Художник Федотов одет в форму офицера лейб-гвардии Финляндского полка, его отец одет в длинный плащ, на голове высокий цилиндр — «боливар», сестра одета в плащ с пелериной, на голове — капор.
Задание № 4.
Составьте меню помещика, настоятеля монастыря, крестьянина средней полосы России в постные и скоромные дни.
*примечание. Почитайте русских классиков и поймете, что постов и всей этой ерунды придерживались, в большинстве своем, только крестьяне по причинам далеким от «идеологических».
Задание № 5.
По репродукции картины А. Г. Венецианова «Гумно» (1821-1823) опишите характер труда, одежду крестьян в первой четверти XIX в.
На картине А.Г. Венецианова «Гумно» мы видим крестьян, занятых привычной работой — сбором и обмолотом зерна. Вся работа выполняется не спешно, без лишних движений. Двое крестьян управляются с повозкой. Вероятно их ожидает или присела отдохнуть группа крестьян на переднем плане. Одежда мужчин домотканная, состоит из зипуна, холщовой рубахи, портов, обвязанных на голени онучами, и лаптей. Женщины одеты в длинную домотканную рубаху, сарафан. Волосы убраны, что может говорить о том, что изображенные женщины — замужние, на голове, вероятно, — повойник, подвязанный платком. Женщины работали или босыми, или в лаптях.