- вступают в реакцию два вещества – простые и сложные; - образуются в результате реакции также два вещества – новое простое и новое сложное.
2. Два правила ряда активности металлов:
-металлы, стоящие в ряду активности до H2, вытесняют его из растворов кислот; - металлы, стоящие в ряду активности до металла соли, вытесняют его из растворов солей.
Дайте характеристику записанной реакции по следующим признакам:
1) число и состав исходных веществ и продуктов реакции – замещение; 2) тепловой эффект – экзотермическая; 3) направление протекания – необратимая; 4) участие катализатора – некаталитическая.
5. 39 г технического цинка, содержащего 20% примесей, растворили в избытке соляной кислоты. Найдите объём полученного водорода (н. у.) и количество вещества соли.
6. Железо массой 1,12 г полностью прореагировало с раствором сульфата меди (II). Найдите массу образовавшегося осадка меди. Какое количество вещества сульфата железа (III) при этом получилось?
7. Придумайте рисунки «Взаимодействие различных металлов с соляной кислотой» и «Взаимодействие различных кислот с цинком», иллюстрирующие зависимость скорости протекания реакций от природы металла и кислоты.
1. «Химическим антонимом» реакции разложения воды является её синтез из соответствующих простых веществ. Напишите уравнение этого процесса:
2Н2 + О2=2Н2О
Придумайте и решите задачу, если известен объём одного из исходных веществ (н. у.), а требуется найти массу воды. При взаимодействии 11,2 л углекислого газа с гидроксидом натрия, образовались соль и вода. Найти массу воды.
2. Запишите уравнения возможных реакций соединения с водой:
Распределите образовавшиеся гидроксиды на две группы.
3. Запишите уравнения реакций замещения с водой:
4. Запишите уравнения реакций гидролиза:
5. Запишите название продуктов гидролиза органических веществ, используя свои знания по теме «Пищеварительная система» из курса биологии.
1. Растворы — это гомогенные смеси, состоящие из 2 или более однородных частей, то есть частиц растворённого вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия.
2. Две точки зрения на растворы и растворение.
3. Гидратация — это взаимодействие молекул вещества с водой. Кристаллогидраты — это соли, в состав которых входит вода.
4. Различают растворы
Дайте определение каждого типа растворов.
1) раствор, в котором при данной температуре вещество больше не растворяется. 2) раствор, в котором при данной температуре меньше раств. вещества, чем в насыщенном. 3) раствор, в котором больше вещества, чем в насыщенном.
3. Сформулируйте основные положения физико-химической теории растворов, которая принята в настоящее время.
1) При добавлении соли в воду происходит процесс химического взаимодействия. 2) В растворе одновременно находятся и растворённое вещество, и растворитель, и продукты их взаимодействия. 3) Растворение также процесс, в результате которого имеют место и тепловые явления.
4. Составьте формулы кристаллогидратов.
5. Заполните текст формулами и названиями соединений, числовыми значениями. Примечание. Воспользуйтесь данными графиков растворимости веществ (см. рис. 126 в учебнике) и таблицей растворимости.
6. Установите соответствие между действием, которое нужно совершить для получения раствора, и типом раствора. Из букв, соответствующих правильным ответам, вы составите название раствора сахара в воде: сироп.
7. Растворимость хлорида калия в воде при 60 °С равна 50 г. Определите массовую долю соли в растворе, насыщенном при указанной температуре.
8. По графику (см. рис. 126 в учебнике) определите растворимость сульфата калия при 80 °С. Рассчитайте массовую долю соли в растворе, насыщенном при указанной температуре.
9. Навеску 161 г глауберовой соли Na2S04 • ЮН20 растворили в 180 л воды. Вычислите массовую долю сульфата натрия в полученном растворе. Сколько ионов каждого вида в нём находится?
10. Заполните таблицу «Научные достижения Д. И. Менделеева и С. Аррениуса».
Тема 37. Кислоты, их классификация и химические свойства в свете ТЭД.
Часть I
1. Кислоты — это электролиты, которые при диссоциации образуют в качестве катионов только катионы водорода.
2. Вспомните классификацию кислот и распределите кремниевую, соляную, азотную, угольную, фосфорную кислоты в соответствующие группы, вписав их формулы.
3. Общие химические свойства кислот.
4. Приведите примеры уравнений реакций, характеризующих общие свойства кислот, в молекулярном, полном ионном и сокращённом ионном видах:
1. Соляная кислота взаимодействует со следующими из перечисленных веществ: медь, магний, оксид меди (II), оксид кремния (IV), сульфат калия, нитрат серебра, карбонат кальция.
2. Приведите не менее трёх молекулярных уравнений, соответствующих следующему сокращённому ионному:
3. Приведите не менее трёх молекулярных уравнений, соответствующих следующему сокращённому ионному:
4. Приведите не менее трёх молекулярных уравнений, соответствующих следующему сокращённому ионному:
5. Определите неизвестные вещества и запишите молекулярные и ионные уравнения реакций, протекающих согласно схеме:
6. Сколько граммов 30%-й азотной кислоты потребуется для взаимодействия с 250 г известняка, содержащего 20% примесей? Какой объём углекислого газа (н. у.) при этом образуется?