1. Биосоциальная природа человека и науки его изучающие
Прочитайте введение и завершите утверждения.
Генетическая программа, определяющая работу органов, рост и развитие организма человека, отражает его биологическую природу. Овладение речью, обучение, труд, использование благ цивилизации, включая одежду, жилище, денежное обеспечение, транспорт, средства коммуникации, общение, формируют социальную природу человека.
1. Прочитайте § 1 «Науки об изучении человека», заполните таблицу.
2. Рассмотрите в учебнике репродукцию картины Рембрандта «Урок анатомии доктора Тюлпа» (рис. 1) и в графе «Функции» опишите работу мышц предплечья.
Строение. Мышцы расположены на ладонной стороне предплечья, имеют лентовидную форму. Одним концом они прикреплены к костям предплечья, другим – к костям пальцев. Функции. Сгибание пальцев рук.
Прочитайте статью «Структура тела. Место человека в живой природе» (§ 2). Определите соотношения частей тела.
1. Измерьте и сравните длину уха (6 см) и носа (6 см); длину предплечья (22 см) и ступни (22 см). 2. Измерьте окружность колена (29 см). Действительно ли окружность колена соответствует размеру окружности шеи? Окружность шеи равна окружности колена. (Цифры могут отличаться для мальчиков и девочек!).
Работа 4.
Рассмотрите рисунок «Внутренние органы человека» на первом форзаце учебника.
1. Найдите грудобрюшную преграду, органы грудной и брюшной полостей. Выпишите названия этих органов и поставьте номера, заполнив таблицу.
2. Заполните пропуски в тексте.
Правое легкое имеет три доли. Печень находится в брюшной полости в правом подреберье, желудок – в брюшной полости. Аппендикс находится в правом паху.
1. Вставьте пропущенные слова. В полости черепа находятся большие полушария головного мозга, промежуточный мозг, средний мозг, мозжечок, продолговатый мозг, мост, сосуды головного мозга. В полости позвоночного канала находится спинной мозг. В грудной полости находятся сердце, сосуды и нервы, легкие, дыхательные пути. В брюшной полости находятся желудок, печень, селезенка, кишечник толстый и тонкий, поджелудочная железа, почки, сосуды и нервы.
2. Перечислите органы, которые начинаются в грудной полости, а заканчиваются в брюшной. Пищевод, сосуды и нервы.
4. Сделайте глубокий вдох и выдох и последите за движениями стенки живота. Могла бы его стенка легко двигаться, если бы она имела костную основу? Не смогла бы. Стенка живота не имеет костную основу, а только мышцы пресса. Это обеспечивает нормальный процесс дыхания: вдох и выдох, работу диафрагмы и мышц грудной клетки.
5. Посмотрите таблицу «Человек в системе органического мира» (А) и выпишите биологические признаки, позволяющие выкармливать детенышей молоком: наличие молочных желез у самок, носовая и ротовая полости разделены мягким и твердым небом, между зубами и щеками отсутствует щель; сохранять постоянную температуру тела: волосяной покров и подкожная жировая клетчатка; поддерживать высокий обмен веществ благодаря особенностям кровеносной системы: сердце четырехкамерное, полностью разделено на 2 предсердия и 2 желудочка, од сердца отходит одна аорта; дыхательной системы: легкие альвеолярного типа, воздух в них поступает по трубкам, образующим бронхиальное древо.
6. Просмотрите перечень особенностей, позволяющих отнести человека к отряду приматов (табл. 1, Б), и выпишите признаки, позволяющие хватать предметы: пятипалые конечности, большой палец противопоставлен остальным, пальца на руках и ногах снабжены плоскими ногтями, а не когтями;
развивать рассудочную деятельность: усложнение переднего отдела головного мозга, в частности больших полушарий.
7. Выпишите из табл. 1 (В) морфологические особенности, позволяющие высшим приматам и человеку увеличивать быстроту передвижения: короткое туловище и длинные конечности; перейти к прямохождению: редукция хвостовых позвонков, уменьшение числа грудных и поясничных позвонков, увеличение числа крестцовых позвонков, сросшихся в крестец.
8. Выпишите из табл. 1 (Г) морфологические признаки, позволившие человеку развить звуковую речь: мозговой отдел черепа больше лицевого, клыки равны резцам, есть подбородочный выступ, к которому прикреплены мышцы, отвечающие за речь, челюстной отдел черепа не выступает вперед; приспособиться к трудовой деятельности: грудина сочленена с ключицей, лучевая кость подвижна относительно локтевой, кости ладони подвижны, большой палец противопоставлен остальным; освоить прямохождение: прикрепление черепа к позвоночнику почти совпадает с центром тяжести головы, позвоночник имеет S-образную форму, грудная клетка уплощена в спинно-брюшном направлении, кости таза и нижних конечностей массивны, стопа сводчатая, пальца стопы укорочены, большой палец не противопоставлен остальным; вести социальный образ жизни: развитие коры больших полушарий головного мозга.
Работа 9. Изобразите схему обмена веществ в клетке.
Работа 10.
Проведите опыт разложения пероксида водорода ферментом каталазой (или пероксидазой клубня картофеля). Любой фермент – это белок. Если сварить картошку –белок свернется. Сделайте вывод, потеряет ли фермент активность после этого.
Вывод: фермент, который находится в картофеле (пероксидаза), работает, если картофель сырой. Появляется пена, если сырой картофель положить в стакан с перекисью водорода – идет реакция. Если же клубни сварить, фермент-белок распадается и перестает действовать, реакции нет.
Обращаем ваше внимание на то, что данный интернет-сайт www.kinolog.do.am носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 (2) Гражданского кодекса РФ. Цена и наличие товара может отличаться от действительной. Пожалуйста, уточняйте цены и наличие товара у наших менеджеров.
Администрация сайта не несет ответственности за действия и содержание размещаемой информации пользователей: комментарии, материалы, сообщения и темы на форуме, публикации, объявления и т.д.