Полеоботаника - наука о полезных ископаемых и растительных остатках.
Дифференциация наук - раздел биологии на наука (генетика растений и животных)
2. Закончите предложения
Примером дифференциации биологических наук является общая и молекулярная генетика.
К интегрированным биологическим наукам можно отнести радиобиологию, биофизику.
3. Укажите, в каких сферах человеческой деятельности имеют большое значение достижения биологии.
Достижения биологии имеют большое значение для медицины, пищевой промышленности, биотехнологии, сельского хозяйства, селекции.
4. Выскажите свое мнение об утверждении, что значение биологических знаний в современном обществе возрастает.
Численность людей на Земле постоянно растет. Для дальнейшего успешного существования человечества необходимы биологические открытия и инновации, которые позволят обеспечить людей пищевыми продуктами, новыми лекарствами, найти способы лечения многих болезней, наладить производство веществ для отраслей промышленности и сельского хозяйства. Решением этих задач и занимаются современные ученые - биологи.
8. Для приведенных ниже конкретных ситуаций предложите наиболее подходящие методы исследований.
а) необходимо выяснить, какое влияние оказывают различные дозы удобрений на определённые сорта культурных растений;
Наиболее подходящие методы исследований:
эксперимент, наблюдение
б) необходимо выяснить, как распределяются обязанности между самцом и самкой у определенного вида птиц при высиживании яиц и выкармливании птенцов;
Наиболее подходящие методы исследований:
наблюдение, сравнительный
в) в связи с выбором места для строительства будущего промышленного объекта необходимо оценить биологическую и хозяйственную ценность нескольких биоценозов.
9. Выскажите предположение о том, почему сложно дать определение понятия «жизнь».
Современное понятие «жизнь» можно дать только полностью перечислив все признаки, характерные для живого. Без них это понятие будет неполным. Дело в том, что живые организмы обладают рядом признаков, отсутствующих у большинства неживых систем, но среди этих признаков нет ни одного такого, который был бы присущ только живому.
10. Объясните, почему живые организмы называются «открытыми системами».
Живые организмы устойчивы и могут существовать лишь в том случае, если в них непрерывно поступают энергия и вещества из окружающей среды.
11. Ответьте, чем отличается обмен веществ у живых организмов и в неживой природе.
В неживой природе могут происходить процессы, сходные с обменом веществ у живых организмов. Могут поглощаться одни вещества и выделяться другие. Но только в живой природе главную роль играют процессы синтеза и распада.
Живая природа – совокупность биологических систем разного уровня организации и различной соподчиненности. Биологическая система – это целое, состоящее из взаимосвязанных частей и имеющие свойства живого.
13. Заполните таблицу «Уровни организации живой природы».
14. Зарисуйте возможные варианты полимеров, состоящих из четырех мономеров.
Можно нарисовать 4 в 4 степени вариантов различных биополимеров, при условии, что можно использовать один и тот же мономер в одном полимере несколько раз. Если же все 4 мономера должны быть разными – то 16. Если 5 полимеров – соответственно, 5 в 5 степени, (или 25 в ином случае)
20. Подпишите в общей формуле названия частей, из которых состоит любая аминокислота.
21. Назовите сходство и различия в строении молекул всех аминокислот.
Все аминокислоты состоят из углеводородной цепочки, аминогруппы и карбоксильной группы. Различия заключаются в строении радикала, который может быть разной длины с замещением в ней атомов водорода
22. Рассмотрите схему образования дипептида. Подпишите название связи, соединяющей аминокислоты в молекуле белка.
Связь, соединяющая аминокислоты в молекуле белка, называется пептидной.
26. Докажите, что нуклеиновые кислоты являются полимерами.
Полимерами называются вещества, состоящие из множества мономеров, соединенных между собой химическими связями. Поскольку нуклеиновые кислоты представляют собой цепочки из множества чередующихся нуклеотидов, они являются полимерами.
27. Перечислите признаки сходства и различия в строении молекул ДНК и РНК.
ДНК – двойная спираль, в нуклеотидах в качестве сахара присутствует дезоксирибоза.
РНК – одинарная цепочка, в нуклеотидах в качестве сахара присутствует рибоза.
И в молекуле ДНК, и в молекуле РНК присутствуют остатки фосфорной кислоты, и та и другая являются биополимерами.
31. Запишите, что общего и какие различия существуют между АТФ и нуклеиновыми кислотами.
И в состав АТФ, и нуклеиновых кислот входит аденин, рибоза (РНК), остатки фосфорной кислоты. Но АТФ не является биополимером, а в состав ДНК И РНК входят и другие азотистые основания.
32. Дайте определение понятий.
Катализаторы – это вещества, ускоряющие течение химических реакций, но сами при этом не изменяющиеся.
Ферменты – это катализаторы белковой природы, ускоряющие биохимические реакции в клетках живых организмов.
34. Объясните, почему недостаток витаминов может вызвать нарушения в процессах жизнедеятельности организма.
Витамины необходимы для усвоения питательных веществ, правильного роста и развития организма, восстановления клеток и тканей. Поэтому при их отсутствии нарушаются основные процессы жизнедеятельности.
35. Охарактеризуйте особенности строения вирусов.
Вирусы представляют собой неклеточные формы жизни, с весьма простым строением: молекула ДНК или РНК, окруженная белковой оболочкой.
36. Объясните, на основании чего вирусы относят к живым организмам.
Вирусы относят к живым организмам на основании того, что они могут размножаться и передавать наследственную информацию следующему поколению, синтезировать белковую оболочку.
37. Объясните, почему вирусы называют внутриклеточными паразитами.
Вирусы называют внутриклеточными паразитами постольку, поскольку они могут размножаться только внутри клеток, используя вещества, получаемые из клетки хозяина.
Цитология — наука об устройстве клетки. Клетка — элементарная единица жизни на Земле.
40. Закончите предложения.
Из организмов, живущих на Земле, клеточное строение имеют все, кроме вирусов, а неклеточное — вирусы. Для клетки характерны следующие жизненные свойства: рост, питание, размножение, дыхание и так далее.
42. Открытие клетки связано с именами великих учёных, изучавших объекты живой природы с помощью микроскопа (микроскопистов). Напишите об их научном вкладе, сделанном в области изучения клеток.
1) Р. Гук (1635—1703) — впервые увидел клетку под микроскопом.
2) А. Левенгук (1632—1723) — изобрел микроскоп, впервые наблюдал животные клетки.
3) М. Шлейден (1804—1881) — выдвинул теорию об идентичности растительных клеток с точки зрения их развития.
4)Т. Шванн (1810—1882) — окончательно сформулировал клеточную теорию.
5) Р. Вирхов (1821 — 1902) — дополнил теорию клеток тем, что все живое происходит из клеток.
6) С. Г. Навашин (1857—1930) — открыл двойное оплодотворение у растений.
43. Сформулируйте основные положения современной клеточной теории.
Все живые существа состоят из клеток.
Все клетки сходны по строению, химическому составу и жизненным циклам.
Клетки способны к самостоятельной жизнедеятельности, т.е. могут питаться, расти, размножаться.
44. Как вы думаете, какое значение имело открытие клеточной теории для развития современной биологии?
Клеточная теория была дополнена Вирховом. Его утверждение, что всякое болезненное изменение связано с каким-то патологическим процессом в клетках, составляющих организм, внесло большой вклад в медицину.
45. Рассмотрите клетки организмов, представленные на рисунке.
Установите, каким организмам принадлежат изображённые клетки. Впишите их номера в соответствующие строки.
Клетки бактерий: 2, 3.
Клетки грибов: 6, 11.
Клетки растений: 7, 1, 5, 4.
Клетки животных: 10, 8.
46. Как вы думаете, от чего зависит форма клеток?
От выполняемых ими функций, от их специализации и происхождения.
47. Объясните, в чём заключается значение цитоплазмы.
Она выполняет функцию объединения всех органоидов клетки, является средой для прохождения всех химико-биологических процессов в клетке, обеспечивает ее механические свойства.
48. Как вы думаете, к каким последствиям может привести удаление или нарушение целостности клеточной мембраны?
Нарушение целостности мембраны, а тем более ее удаление, приведет к вытеканию внутреннего содержимого клетки и ее гибели.
50. Закончите предложения. Рассмотреть строение клеточной мембраны возможно с помощью электронного микроскопа. Основу клеточной мембраны составляет билипидный слой, в котором расположены белки. Белки, входящие в состав мембран, обеспечивают трансмембранный транспорт, являются также рецепторами и ферментами. Питательные вещества попадают в клетку путём пассивного и активного транспорта. Попавшие в клетку питательные вещества подвергаются в расщеплению под действием ферментов.
51. Рассмотрите в учебнике схематическое изображение процессов фагоцитоза и пиноцитоза. Вспомните из курса «Человек и его здоровье», что такое фагоциты и каково их значение в организме человека. Укажите, на каком из рисунков показан механизм действия данных клеток. Приведите ещё примеры клеток, для которых характерны данные процессы.
Кроме фагоцитов, путем фагоцитоза питаются некоторые простейшие (например, амеба обыкновенная).
52. Как вы думаете, возможен ли обратный транспорт веществ через мембрану клетки? Если да, приведите примеры, если нет, объясните почему.
Обратный транспорт из клетки через мембрану происходит, когда клетка выделяет из себя ненужные продукты обмена, так же происходит синтез и выделение гормонов, ферментов.
Прокариоты — организмы, в клетках которых отсутствует оформленное ядро и органеллы (вместо органелл – мезосомы). Эукариоты — организмы, клетки которых имеют ядро с ядерной мембраной и все мембранные органоиды.
58. Известно, что эритроциты человека, являющегося эукариотическим организмом, не содержат ядра. Как можно объяснить это явление?
Это объясняется законами эволюции. В процессе развития животного мира человек стоит на высшей ступени, поэтому и кровеносная система у него наиболее развитая. Место ядра в эритроцитах человека заполнено гемоглобином. Поэтому они захватывают больше кислорода, чем, например, лягушки.
59. Закончите предложения.
Несколько ядер может содержаться в клетках волокон поперечно-полосатых мышц. Внутреннее содержание ядра называют кариоплазма или ядерный сок, в нём расположены хроматин и ядрышки. В ядре содержатся молекулы ДНК, обеспечивающие хранение и передачу наследственной информации о клетке. Содержащиеся в ядрах клеток ядрышки обеспечивают синтез РНК и белков.
60. Дайте определения понятий.
Хромосомы — нити ДНК хроматина, плотно накрученные спиралью на белки. Хроматин — нити ДНК в ядре. Хроматиды — половина удвоенной хромосомы. Кариотип — набор хромосом, содержащийся в клетках того или иного вида. Соматические клетки — клетки, составляющие органы и ткани любого многоклеточного организма. Половые клетки (гаметы) — клетки, характерные для мужского и женского пола. Гаплоидный набор хромосом — набор различных по размерам и форме хромосом клеток данного вида, но каждая хромосома представлена в единственном числе. Диплоидный набор хромосом — набор различных по размерам и форме хромосом клеток данного вида, где каждой хромосомы по две. Гомологичные хромосомы — парные хромосомы.
61. В таблице дано число хромосом, содержащихся в гаплоидном и диплоидном наборах различных организмов. Заполните пропуски. Наборы хромосом у различных организмов.
Обращаем ваше внимание на то, что данный интернет-сайт www.kinolog.do.am носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 (2) Гражданского кодекса РФ. Цена и наличие товара может отличаться от действительной. Пожалуйста, уточняйте цены и наличие товара у наших менеджеров.
Администрация сайта не несет ответственности за действия и содержание размещаемой информации пользователей: комментарии, материалы, сообщения и темы на форуме, публикации, объявления и т.д.