1) Имеют ионную кристаллическую решётку и образованы за счёт ионной химической связи, схема которой:
Физические свойства данных соединений: белые гигроскопичные кристаллические вещества.
2) Характер оксидов – основный, что подтверждается химическими свойствами (напишите уравнения возможных реакций – молекулярные, полные и сокращённые ионные):
2. Гидроксиды M(OH)2.
1) Тип кристаллической решётки – ионная, состоит из катионов М2+ и анионов ОН-.
Физические свойства: белые кристаллические вещества, хорошо растворяются в воде. Растворы – это щёлочи.
Реакция с участием оксида кальция: CaO+H2O=Ca(OH)2 называется гашение извести.
2) Химические свойства (составьте уравнения возможных реакций в молекулярной, полной и сокращённой ионной формах): а) реакция нейтрализации:
б) взаимодействует с нерастворимой кислотой (составьте уравнения возможных реакций в молекулярной, полной и сокращённой ионной формах)
2. Al проявляет сильные восстановительные свойства, получая при этом с.о. +3, по соответствующей схеме:
3. Эта же схема отражает образование в простом веществе металлической связи.
Алюминий имеет металлическую кристаллическую решётку и характеризуется следующими физическими свойствами: серебристо-белый, электро-, термопроводен, пластичный.
4. Заполните таблицу «Применение алюминия на основе его физических свойств».
5. В ряду активности металлов алюминий следует за металлами IIA группы, т.е. очень активен, но с водой, как подсказывает бытовой опыт, не взаимодействует при обычных условиях (алюминиевые провода и посуда не разрушаются под действием воды). Почему?
Есть защитная плёнка оксида алюминия.
Как осуществить реакцию, схема которой:
Al+H2O→Al(OH)3+H2 ?
Растереть алюминий в порошок и смешать с водой при высокой температуре.
6. Химические свойства алюминия (запишите уравнения возможных реакций – молекулярные, полные и сокращённые ионные).
1) Сгорает при нагревании (рассмотрите с позиций окисления-восстановления).
2) Взаимодействует с неметаллами (рассмотрите ОВР).
3) Взаимодействует с растворами кислот.
4) Взаимодействует с растворами солей.
5) Взаимодействует с оксидами металлов – алюминотермия.
1. Заполните таблицу «Применение алюминия на основе его химических свойств».
2. Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить соответствующие переходы, в свете ОВР.
3. Амальгама – это соединение, в состав которого входит ртуть. В химии алюминия она играет важную роль - как восстанавливающий агент в органических синтезах.
4. Подготовьте сообщение об амальгамах золота и их значении, используя различные источники информации(интернет). Запишите тезисы сообщения или составьте его план в особой тетради.
Метод амальгамации основан на способности ртути образовывать сплавы — амальгамы с различными металлами, в том числе и с золотом. В этом методе увлажненная дробленая порода смешивалась со ртутью и подвергалась дополнительному измельчению в мельницах-чашах. Амальгаму золота (и сопутствующих металлов) извлекали промывкой, после чего ртуть отгонялась из собранной амальгамы и использовалась повторно. Метод амальгамации известен с I века до н. э., наибольшие масштабы приобрел в американских колониях Испании начиная с XVI века. Это стало возможным благодаря наличию в Испании огромного ртутного месторождения — Альмаден. В более позднее время использовался метод внешней амальгамации, когда дробленая золотоносная порода при промывке пропускалась через обогатительные шлюзы, выстланные медными листами, покрытыми тонким слоем ртути. Метод амальгамации применим только на месторождениях с высоким содержанием золота или уже при его обогащении. Сейчас он используется очень редко, главным образом старателями в Африке и Южной Америке.
5. Подготовьте с помощью Интернета презентацию (5-10 слайдов) на тему «История алюминия». Запишите план презентации.
1) Открытие алюминия
2) Нахождение в природе
3) Физические и химические свойства
4) Получение
5) Применение
6. Вычислите, какое количество граммов оксида хрома (III), содержащего 20% примесей, и моль алюминия необходимо для получения 4,5 моль хрома с помощью алюминотермии.
1. В земной коре алюминий занимает 3 место по содержанию среди всех элементов и 1 – среди металлов.
Массовая доля его в земной коре составляет 9%.
2. Заполните таблицу «Природные соединения алюминия».
3. Оксид алюминия Al2O3 имеет атомную кристаллическую решётку и построен за счёт ионной химической связи.
Поэтому характеризуется следующими физическими свойствами: белое вещество с очень высокой температурой плавления.
Получение:
Имеет амфотерный характер, поэтому взаимодействует и с кислотами, и с щелочами (напишите уравнение возможных реакций в молекулярной, полной и сокращённой ионной формах).
4. Гидроксид алюминия Al(OH)3 является амфотерным соединением и проявляет как основные, так и кислотные свойства (напишите уравнение возможных реакций в молекулярной, полной и сокращённой ионной формах).
Получают при взаимодействии солей алюминия (изб.) с щелочами, например:
1. Запишите два молекулярных уравнения реакций, соответствующих сокращённому ионному уравнению:
2. Запишите два молекулярных уравнения реакций, соответствующих сокращённому ионному уравнению:
3. Запишите два молекулярных уравнения реакций, соответствующих сокращённому ионному уравнению:
4. Дополните цепочку переходов. Составьте уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения по схеме:
Первую реакцию рассмотрите с позиций окисления-восстановления, остальные – в свете ТЭД.
5. Составьте кроссворд (около 10 слов) в особой тетради на тему «Соединения алюминия в ювелирном деле», используя Интернет.
Составив кроссворд, вы получите в выделенных ячейках названия 2-х драгоценных камней, в составе которых есть алюминий.
1. Минерал, алюминат бериллия; зеленовато-желтый, реже бесцветный, красивый и долговечный в огранке. 2. Оксид алюминия, очень богатый алюминием минерал. 3. Основное сырье для получения алюминия; глиноподобная, часто каменистая порода, в качестве примесей в которой обычно присутствуют оксиды кремния, титана, железа и ряд других соединений. 4. Синий драгоценный камень; одна из разновидностей минерала корунда. 5. Ценный минерал, цветом и формой он часто напоминает ягоды крыжовника. 6. Водный алюмосиликат, являющейся основной составной частью каолинов и глин. 7. Ценный камень, желтого, оранжевого, красного, фиолетового, синего, голубого, зеленого или черного цвета массой не более 10 карат. 8. Продукт воздействия на алюмосиликаты природных кислых вод, представляет собой алюминиевые квасцы. 9. Камень с вкраплениями золотистого пирита, напоминающий звездное небо; благодаря своему необычному цвету и возможности полировки до зеркального блеска, он широко применяется в наши дни (краска, фрески, бусы, вазочки, украшения и др.).
6. Напишите сочинение «Художественный образ вещества или процесса» по химии алюминия.
2. Железо проявляет восстановительные свойства, получая при этом
Оно имеет металлическую кристаллическую решетку и характеризуется следующими физическими свойствами: серебристо-белый блестящий металл, температура плавления равна 1539 градусов⁰С, пластичный.
3. Заполните таблицу «Применение железа на основе его физических свойств».
4.
5. Химические свойства железа (рассмотрите с позиций окисления-восстановления).
6. Установите соответствие между соединением и степенью окисления железа в нем.
1. Запишите уравнения реакций, описывающих получение оксида железа (II) и оксида железа (III) двумя способами, и рассмотрите ОВР.
2. Запишите уравнения реакций обмена, с помощью которых можно получить хлорид железа (II) двумя способами, и рассмотрите их в свете ТЭД.
3. Железо подвергается химической коррозии. Запишите уравнение реакций превращения железа в гидроксид железа (III) и рассмотрите ОВР.
4. Железо контактирует с цинком в присутствии электропроводной среды. Что наблюдается?
5. Запишите уравнение реакции восстановления оксида железа (III) оксидом углерода (II) и рассмотрите в свете ОВР.
6. Придумайте и решите задачу, используя уравнение из задания 5, на нахождение массы железа по заданной массе оксида, содержащего массовую долю примесей. Найти массу железа, полученного из 200 г Fe2O3, содержащего 10% примесей.
6. Придумайте и решите задачу, используя уравнение из задания 5, на нахождение массы железа по заданной массе оксида, содержащего массовую долю примесей. Найти массу железа, полученного из 200 г Fe2O3, содержащего 10% примесей.
4. Напишите синквейн о железе.
1) Железо. 2) Металлическое и блестящие 3) Намагничивается, электропроводно и теплопроводно 4) Применяется в промышленности 5) Сталь
1. Запишите, в каком порядке «выкипают» из жидкого воздуха его основные составные части.
1) азот N2 (tк)=-196 ⁰С 2) аргон Ar (tк)=-186 ⁰С 3) кислород O2 (tк)=-183 ⁰С
2. Молярный объём воздуха имеет массу 29 г. Величина, показывающая, во сколько раз молярная масса любого газа тяжелее М воздуха, называется относительной плотностью этого газа по воздуху и обозначается Dвозд.
Найдите Dвозд для:
3. Какой объём каждого из трёх основных компонентов воздуха можно получить из 500 м3 воздуха?
4. Дополните схему «Роль воздуха в природе и жизни человека».
5. Соотнесите газ, собираемый способом вытеснения воздуха, с расположением сосуда.
6. Выберите явления, которые вызывает присутствие в воздухе его составных частей: 1) случайных; 2) переменных. Из букв, соответствующих правильным ответам, вы составите названия химических элементов – неметаллов:
1) азот; 2) сера. а) смог – 1 б) парниковый эффект – 2 в) грипп – 1 г) озоновые дыры – 2 д) аллергия на цветение растений – 1 е) туман – 2 ж) кислотные дожди – 1 з) свежесть воздуха в сосновых лесах – 2
1. На Земле в чистом виде водород не встречается, а в космосе самый распространённый.
Заполните схему «Водород и его соединения в природе».
2. Установите соответствие между продуктами реакции и исходными веществами.
3. Запишите уравнения реакций возможных способов получения водорода в лаборатории и рассмотрите с позиций окисления-восстановления.
4. Закончите уравнение реакции и рассмотрите её с позиций окисления-восстановления.
К какому типу металлургии можно отнести данный процесс?
- пирометаллургия
5. Какой объём воздуха нужен для сжигания 120 м3 водорода?
6. На основании решения задания 5 сформулируйте правило Гей-Люссака: объёмы газообразных веществ, участвующих в реакции, соотносятся между собой как небольшие целые числа.
7. Вспомните и запишите определение.
Изотопы – это разновидности химического элемента с одинаковым зарядом ядра и разным массовым числом.
8. Укажите три вида изотопов водорода.
9. Используя Интернет и другие источники информации подготовьте презентацию на тему «Применение тяжёлых изотопов водорода». Запишите план презентации в особой тетради.