2. Приведите полную классификационную характеристик у реакции синтеза аммиака.
3. Приведите полную классификационную характеристик у реакции синтеза оксида азота (II).
4. Определите формулы неизвестных реагентов и запишите уравнения реакций для переходов:
5. Какой объём азота можно получить из 540 м3 воздуха путём его фракционной перегонки?
6. Вычислите массу полученного в задании 5 объёма азота.
7. Какие микроорганизмы решают проблему связанного азота? Какие две группы таких микроорганизмов можно выделить? (в случае затруднения найдите дополнительную информацию с помощью Интернета.)
1) Клубеньковые азотфиксирующие бактерии, связывающие свободный атом N2 в усваиваемую форму. 2) Почвенные водоросли, в частности, сине-зеленые – также связывают атмосферный азот.
8. Напишите синквейн о веществе азоте.
1) азот N2 2) бесцветный, без запаха 3) инертен, неметалл 4) получают из жидкого воздуха 5) воздух
1. Как распознать растворы хлорида, сульфата и карбоната аммония? Предложите ход анализа и напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном видах.
2. Составьте уравнения реакций для переходов:
3. Рассмотрите ОВР, схема которой:
5. Предложите классификацию азотных удобрений (используйте приложение к учебнику или найдите необходимую информацию с помощью Интернета). Дайте краткую характеристику каждой группы удобрений, заполнив таблицу «Классификация удобрений».
6. Сравните содержание азота в хлориде, сульфате и нитрате аммония. Какое из перечисленных соединений представляет большую ценность для минерального питания растений? Только ли по этой причине вы можете рекомендовать его к применению?
NH4Cl, (NH4)2SO4 и NH4NO3
7. Напишите синквейн об одной из солей аммония.
1. NH4Cl 2. белая, кристаллическая 3. имеет запах аммиака 4. используют в качестве удобрений 5. паяние
1) NO газ, тяжелее воздуха, Mr(NO)=30 2) NO2 бурый, ядовитый газ.
4. Классификационная характеристика HNO3:
1) по водороду – одноосновная 2) по кислороду – кислородсодержащая 3) по растворимости – растворимая 4) по степени диссоциации – сильная
5. Химические свойства HNO3 как электролита конкретизируйте уравнениями реакций в молекулярной, полной и сокращённой ионной формах:
1) с основными оксидами
2) с гидроксидами металлов
3) с солями с образованием ↑ или ↓
6. Окислительные свойства HNO3: взаимодействует с металлами, стоящими до и после Н2 в ряду напряжений металлов, образуя соль, воду и какой-либо продукт восстановления N+5.
1. Запишите уравнения реакций получения азотной кислоты электродуговым способом:
Почему этот способ так называется?
Потому что реакция идёт только при температуре электрической дуги.
2. Запишите первое уравнение реакции получения азотной кислоты аммиачным способом:
Чем этот способ отличается от электродугового? Идёт при низкой температуре, в присутствии катализатора.
3. Допишите уравнения реакций. Расставьте коэффициенты методом электронного баланса.
6. Придумайте и решите задачу на нахождение объёма оксида азота (II), полученного путём взаимодействия разбавленной азотной кислоты с известной массой меди, содержащей долю примесей в виде оксида меди (II).
Найти объём NO, который получили из меди и разбавленной HNO3, если медь содержит 10% примесей CuO, a m(Cu прим)=128 г.
7. Напишите синквейн об азотной кислоте.
1. Азотная кислота 2. Сильная и разъедающая 3. Разъедает кожу 4. Основа удобрений 5. Соли азотной кислоты
1. Предложите общую формулу для солей азотной кислоты, обозначив катион металла через Mn+:
2. Селитры – это нитраты калия, натрия и аммония.
3. Физические свойства нитратов: кристаллические вещества, хорошо растворяются в воде.
4. Заполните таблицу «Применение нитратов».
5. Общее химическое свойство нитратов: разлагаются при нагревании (конкретизируйте уравнениями соответствующих реакций, рассмотрите с позиций окисления-восстановления):
4. Установите соответствие между степенью окисления фосфора и формулами его соединений.
5. Сделайте сообщение об истории фосфора. Составьте план сообщения или запишите тезисы в отдельной тетради.
История фосфора
Фосфор открыт гамбургским алхимиком Х. Брандом в 1669 году. Бранд пытался отыскать философский камень, а получил светящееся вещество. Бранд проводил опыты с человеческой мочой, так как полагал, что она может содержать золото. Первоначально его способ заключался в том, что сначала моча отстаивалась в течение нескольких дней, пока не исчезнет неприятный запах, а затем кипятилась до клейкого состояния. Нагревая эту пасту до высоких температур и доводя до появления пузырьков, он надеялся, что, сконденсировавшись, они будут содержать золото. После нескольких часов интенсивных кипячений получались крупицы белого воскоподобного вещества, которое очень ярко горело и к тому же мерцало в темноте. Бранд назвал это вещество phosphorus mirabilis (лат. «чудотворный носитель света»). Открытие фосфора Брандом стало первым открытием нового элемента со времен античности. Несколько позже фосфор был получен другим немецким химиком — И. Кункелем. Независимо от Бранда и Кункеля фосфор был получен Р. Бойлем, описавшим его в статье «Способ приготовления фосфора из человеческой мочи», опубликованной в 1693 году. Существуют данные, что фосфор умели получать ещё арабские алхимики в XII в. То, что фосфор — простое вещество, доказал Лавуазье.
6. Напишите синквейн по теме «Фосфор».
1. Фосфор 2. Белый и красный 3. Неметалл, взаимодействует с металлами 4. Производство H3PO4 5. Фосфорные удобрения.
Физические свойства – белый гигроскопичный порошок. Получение (рассмотрите с позиций окисления-восстановления):
Химические свойства типичных кислотных оксидов (напишите уравнения):
2. Фосфорная кислота – Н3РО4
1) Классификационная характеристика: а) по водороду – трёхосновная б) по кислороду – кислородсодержащая в) по растворимости – растворимая г) по степени диссоциации – слабая,
поэтому в ионных уравнениях с участием Н3РО4 её записывают в молекулярном виде.
2) Физические свойства: твёрдое, прозрачное, кристаллическое вещество, хорошо растворяется.
3) Химические свойства (напишите уравнения в молекулярной и ионной формах):
4) Получение (уравнение реакции):
3. Соли фосфорной кислоты.
Как трёхосновная, H3PO4 диссоциирует ступенчато в три стадии, поэтому образует три ряда солей.
1. Верны ли следующие суждения для ряда кислот H3PO4, HPO3, H4P2O7?
А. Ряду кислот соответствует один и тот же кислотный оксид.
Б. Ряду кислот соответствуют оксид фосфора (V) и оксид фосфора (III).
Ответ. 2) верно только А
2. Составьте уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения по схеме:
3. Предложите ход анализа и уравнения соответствующих реакций для распознавания растворов хлорида, иодида и фосфата натрия.
4. При производстве фосфорных удобрений используется фосфатный метод получения фосфорной кислоты (закончите уравнение реакции):
Эта кислота содержит примесь (запишите формулу соединения) CaSO4, потому что сульфат кальция не растворяется в H3PO4.
5. Предложите классификацию фосфорных удобрений, используя приложение к учебнику или дополнительную информацию, в том числе из Интернета. Дайте краткую характеристику каждой группы удобрений, заполнив таблицу «Классификация фосфорных удобрений».
6. В 320 мл воды растворили оксид фосфора (V), полученный в результате сжигания 155 г фосфора, содержащего 25% оксида фосфора (V) в виде примесей. Найдите массовую долю фосфорной кислоты в полученном растворе.
5. Составьте презентацию с помощью дополнительных источников информации (в том числе Интернета) об использовании алмазов в ювелирном деле или о семи исторических комнатах Алмазного фонда. Запишите план презентации в особой тетради.
6. Напишите синквейн на тему «Углерод».
1. Углерод 2. Алмаз, графит 3. Активированный уголь 4. Фильтр в противогазах 5. Металлургия
7. Придумайте и решите задачу на нахождение объёма углекислого газа (н.у.), полученного в результате сжигания определённой массы углерода, содержащего известную долю примесей. Найти объём углекислого газа (н.у.), который выделился при сжигании 24 г угля, содержащего 5% примесей.