Всякий раз, когда в стране происходят политические или социальные изменения, снова и снова начинаются изменения в городах, их архитектуре, названиях улиц. Это и знак изменений в обществе, и в то же время попытка уничтожить память.
Именно проблеме исчезновения памятников культуры и искусства посвящён текст Валентина Катаева, русского писателя и журналиста.
Автор приводит примеры переносов памятников с места на место, которые в какой-то момент переехали, «как шахматные фигуры». Писатель считает, что тем, кто привык видеть памятник на старом месте, он по прежнему здесь видится, но уже как своего рода призрак.
Еще большую горечь у В. Катаева вызывает уничтожение памятников нашей истории. В качестве примеров таких невосполнимых потерь писатель называет Страстной монастырь и Водопьяный переулок вместе с их архитектурными сооружениями. Автор текста и их сравнивает со своеобразными призраками.
Автор считает, что уничтожение памятников не только искажает облик городов, но и разрушает историческую память и наполняет горечью души людей.
Я во многом согласен с автором текста. Действительно, люди, привыкшие видеть ныне снесённые памятники архитектуры, чувствуют свою потерянность от их исчезновения. Но ведь может быть и ещё хуже: те, кто никогда не видел этих памятников, так и не ощутят свою связь с ними и с теми историческими событиями, свидетелями которым были эти сооружения.
В любом городе старожилы могут поведать о таких «призраках» церквей, домов, парков. Для тех, кто помнит эти места, они всё ещё реальны, и пустота на этом месте вызывает чувство пустоты в душе, а реальность и воспоминания словно бы смешиваются, как в «Петербургских повестях» Гоголя, о котором Катаев упомянул в своём тексте. В каждой из этих повестей действительность смешивается с иллюзиями, и призрачный мир часто лучше и справедливее, чем мир реальный. Например, без призрака чиновника, срывающего шинели, повесть «Шинель» так бы и не приобрела законченный вид. Призрачный мир в ней даёт то, чего не может дать реальный - возмездие.
Проблема гибели памятников архитектуры ставятся многими писателями. Мне вспоминается рассказ Василий Шукшина «Крепкий мужик». На протяжении небольшого эмоционального произведения мы наблюдаем за противоборством «крепкого мужика» и сотрудника музея, пытающегося спасти памятник. Грубая сила побеждает, но пользы от этого не выходит: использовать обломки для хозяйственных нужд не удаётся.
Это заставляет нас задуматься о том, что разрушение исторических памятников, даже ради благой цели, не может помочь в решении нашей проблемы. Наоборот, помочь человеку может его историческая память.
Обращаем ваше внимание на то, что данный интернет-сайт www.kinolog.do.am носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 (2) Гражданского кодекса РФ. Цена и наличие товара может отличаться от действительной. Пожалуйста, уточняйте цены и наличие товара у наших менеджеров.
Администрация сайта не несет ответственности за действия и содержание размещаемой информации пользователей: комментарии, материалы, сообщения и темы на форуме, публикации, объявления и т.д.