В языке все служит одной цели – помочь человеку высказаться, выразить все то, что он хочет передать другому. Этой цели служит и лексика, и грамматика, то есть правила об изменении и связях слов.
Лингвист Л. А. Введенская полагает, что грамматика, как и лексика, обладает «богатством, гибкостью и выразительностью», и с ней едва ли можно поспорить. В зависимости от желания и потребности, писатель может использовать для выражения одного и того же грамматического смысла разные варианты конструкций. Например, в отрывке из романа В. Каверина в предложении 21 писатель мог бы использовать двусоставное предложение или односоставное определенно-личное, но он предпочел безличное предложение. Видимо, он хотел подчеркнуть, что в необходимости спуститься к Тверской не было ничьего умысла, это просто такое стечение обстоятельств: день неудачный.
В речи Ромашки преобладают неполные предложения (30, 41) или такие, которые не связаны видимым образом с предыдущим (31, 42). Это подчеркивает «таинственность» высказываний лукавого одноклассника Сани, его страстное желание добиться расспросов или какой-то эмоциональной реакции от приятеля.
Таким образом, грамматика дает нам очень много для понимания авторского замысла, помогает представить себе то, о чем он рассказывает.
15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного русского лингвиста Людмилы Алексеевны Введенской: «Богатством, гибкостью и выразительностью отличается и грамматический строй языка».