Лабораторная работа № 3 по физике. 7 класс. Перышкин А. В.
Измерение массы тела на рычажных весах.
Цель работы: научиться пользоваться рычажными весами и их помощью определять массу тел.
Приборы и материалы: весы с разновесами, несколько небольших тел разной массы.
Правила взвешивания.
Перед взвешиванием необходимо убедиться, что весы уравновешены. При необходимости для установления равновесия на более легкую чашку нужно положить полоски бумаги.
Взвешиваемое тело кладут на левую чашку весов, а гири – на правую.
Во избежание порчи весов взвешиваемое тело и гири нужно опускать на чашки осторожно, не роняя их даже с небольшой высоты.
Нельзя взвешивать тела более тяжелые, чем указанная на весах предельная нагрузка.
На чашки весов нельзя класть мокрые, грязные, горячие тела, насыпать без использования подкладки порошки, наливать жидкости.
Мелкие гири нужно брать только пинцетом.
Положив взвешиваемое тело на левую чашку, на правую кладут гирю, имеющую массу, немного большую, чем масса взвешиваемого тела.
Если гиря перетянет чашу, то ее ставят обратно в футляр, если же не перетянет – оставляют на чашке. Затем то же проделывают со следующей гирей меньшей массы.
Уравновесив тело, подсчитывают общую массу гирь, лежащих на чашке весов.
Затем переносят гири положены в футляр.
Ход работы.
Придерживаясь правил взвешивания, измерьте массу нескольких твердых тел с точностью до0,1 г.
Лабораторная работа № 6 по физике. 7 класс. Перышкин А. В.
Градуирование пружины и измерение сил динамометром.
Цель работы : научиться градуировать пружину, получать школу с любой (заданной) ценой деления и с ее помощью измерять силы.
Приборы и материалы: динамометр, шкала которого закрыта бумагой, набор грузов массой по 102 г, штатив с муфтой, лапкой и кольцом.
Ход работы.
Укрепите динамометр с закрытой шкалой вертикально в лапке штатива.
Отметьте горизонтальной чертой начальное положение указателя динамометра – это будет нулевая отметка шкалы.
Подвесьте к крючку динамометра груз, масса которого 102 г. На этот груз действует сила тяжести, равная 1 Н. с такой же силой груз растягивает пружину динамометра. Этоа сила уравновешивается силой упругости.
Новое положение указателя динамометра также отметьте горизонтальной чертой на бумаге.
Затем повесьте к динамометру второй, третий, четвертый грузы той же массы, каждый раз отмечая черточками на бумаге положение указателя.
Снимите динамометр со штатива ти против горизонтальных черточек, начиная с верхней, проставьте числа 0, 1, 2, 3, 4.hello_html_53fa0f2.png
Выше числа 0 напишите: «ньютон».
Измерьте расстояние между соседними черточками. Одинаковы ли они? Почему?
На основании сделанного вывода скажите, с какой силой растянут пружину грузы массой 51 г, 153 г.
Не подвешивая к динамометру грузы, получите шкалу с ценой деления 0,1 Н.
Измерьте проградуированным динамометром вес какого-нибудь тела, например кольца от штатива, лапки штатива, груза.
Лабораторная работа № 7 по физике. 7 класс. Перышкин А. В.
Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
Цель: обнаружить на опыте выталкивающее действие жидкости на погруженное в нее тело и определить выталкивающую силу.
Приборы и материалы: динамометр, штатив с муфтой и лапкой, два тела разного объема, стаканы с водой и насыщенным раствором соли в воде.
Ход работы.
Повторите по учебнику § 49 «Архимедова сила».
Укрепите динамометр на штативе и подвесьте к нему на нити тело. Отметьте и запишите в таблице показание динамометра. Это будет вес тела в воздухе.
Подставьте стакан с водой и опускайте муфту с лапкой и динамометром, пока все тело не окажется под водой. Отметьте и запишите в таблицу показание динамометра. Это будет вес тела в воде.
По полученным данным вычислите выталкивающую силу, действующую на тело.
Вместо чистой воды возьмите насыщенный раствор соли и снова определите выталкивающую силу, действующую на то же тело.
Подвесьте к динамометру тело другого объема и определите указанным способом выталкивающую силу.
Результаты запишите в таблицу:
№
Тело
Вес тела в воздухе,
Р, Н
Вес тела в воде,
Р1, Н
Вес тела в насыщенном растворе соли, Р2, Н
Выталкивающая сила в воде, Fвода=P-P1, Н
Выталкивающая сила в растворе соли,
Fсоли=P-P2, Н
1
2
3
На основе выполненных опытов сделайте вывод.
Контрольный вопрос: от каких величин зависит значение выталкивающей силы?
Лабораторная работа № 8 по физике. 7 класс. Перышкин А. В.
Выяснение условий плавания тела в жидкости.
Цель: на опыте выяснить условия, при которых тело плавает и при которых тонет.
Приборы и материалы: весы с разновесами, измерительный цилиндр (мензурка), пробирка-поплавок с пробиркой, проволочный крючок, сухой песок, фильтрованная бумага или сухая тряпка.
Ход работы.
Повторите по учебнику § 50 «Плавание тел».
Насыпьте в пробирку столько песка, чтобы она, закрытая пробкой, плавала в мензурке с водой в вертикальном положении и часть ее находилась над поверхностью воды.
Определите выталкивающую силу, действующую на пробирку. Она равна весу воды, вытесненной пробиркой. Для нахождения этого веса определите сначала объем вытесненной воды. Для этого отметьте уровни воды в мензурке до и после погружения пробирки в воду.
Зная объем вытесненной воды и плотность, вычислите ее вес.
Выньте пробирку из воды, протрите ее фильтрованной бумагой или тряпкой. Определите на весах массу пробирки с точностью до 1 г и рассчитайте силу тяжести, действующую на нее, она равна весу пробирки с песком в воздухе.
Насыпьте в пробирку еще немного песка. Вновь определите выталкивающую силу и силу тяжести.
Проделайте это несколько раз, пока пробирка, закрытая пробкой, не утонет.
Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу:
№ опыта
Выталкивающая сила, действующая на пробирку,
hello_html_51e54f4b.gif, Н
Вес пробирки с пескомhello_html_11852162.gif
hello_html_m57de2b4e.gif
Поведение пробирки в воде (плавает пробирка или тонет)
1
2
3
Сделайте вывод об условии плавания тела в жидкости.
Лабораторная работа № 9 по физике. 7 класс. Перышкин А. В.
Выяснение условия равновесия рычага.
Цель: проверить на опыте, при каком соотношении сил и их плеч рычаг находится в равновесии. Проверьте на опыте правило моментов.
Приборы и материалы: рычаг на штативе, набор грузов, измерительная линейка, динамометр.
Ход работы.
Повторите по учебнику §56 «Рычаг. Равновесие сил на рычаге».
Уравновесьте рычаг, вращая гайки на его концах так, чтобы он расположился горизонтально.
Подвесьте два груза на левой части рычага на расстоянии, равном примерно 12 см от оси вращения.
Опытным путем установите, на каком расстоянии вправо от оси вращения надо подвесить:
Один груз;
Два груза;
Три груза, чтобы рычаг пришел в равновесие.
Считая, что каждый груз весит 1 Н, запишите данные и измеренные величины в таблицу.
№ опыт
Сила F1 на левой части рычага, Н
Плечо l1, см
Сила F2 на правой части рычага, Н
Плечо l2, см
Отношение сил и плеч
hello_html_m67220e7e.gif
hello_html_c3bcefd.gif
1
2
3
Вычислите отношение сил и отношение плеч для каждого из опытов и полученные результаты запишите в последний столбик таблицы.
Проверьте правило моментов сил.
Дополнительное задание.
Ход работы:
Подвесьте три груза справа от оси вращения рычага на расстоянии 5 см.
С помощью динамометра определите, какую силу нужно приложить на расстоянии 15 см от оси вращения правее грузов, чтобы удерживать рычаг в равновесии (см. рис.)
hello_html_7771bd5c.png
Вопрос: как направлены в этом случае силы, действующие на рычаг?
Запишите длину плеч этих сил.
Вычислите отношение сил hello_html_m67220e7e.gif и плеч hello_html_m10a94aa2.gif .