Учебник с задачами, примерами, пояснениями и подробными ответами на упражнения по ФГОС и ФИПИ 1994, 1996, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016 год
Данный решебник и готовые домашние задания по Физике предназначены для учителей и учеников 7 , 8 и 9 класса средней школы для проверки своих знаний предмета, а также для помощи в решении домашних заданий.
Преподаватели урока Физике с помощью данного сборника задач смогут легко и быстро проверять ответы на домашние работы у своих учеников, а так же подготовиться к уроку.
Родители учеников могут так же проверять своих детей, на сколько правильно они сделали домашнюю работу по предмету Физика.
Оглавление задачника
I. Начальные сведения о физических телах и их свойствах
1. Физические тела. Физические явления 2. Измерение физических величин 3. Строение вещества 4. Движение молекул и температура тела 5. Взаимодействие молекул 5. Взаимодействие молекул. Дополнительные задачи 6. Три состояния вещества
II. Движение и взаимодействие тел
7. Равномерное и неравномерное прямолинейное движение 8. Равномерное движение по окружности 8. Равномерное движение по окружности. Дополнительные задачи 9. Инертность тел 10. Взаимодействие тел. Масса тел 11. Плотность вещества 12. Явление тяготения. Сила тяжести 13. Связь между силой, действующей на тело, и массой тела (Второй закон Ньютона) 13. Связь между силой, действующей на тело, и массой тела (Второй закон Ньютона). Дополнительные задачи 14. Сила упругости. Вес. Измерение силы 15. Графическое изображение сил 15. Графическое изображение сил. Дополнительные задачи 16. Сложение и разложение сил 16. Сложение и разложение сил. Дополнительные задачи 17. Импульс тела. Закон сохранения импульса 17(18). Сила трения и сила сопротивления движению
III Давление твёрдых тел, жидкостей и газов
18(19). Давление твердых тел 19(20). Давление газов 19(20). Давление газов. Дополнительные задачи 20(21). Подвижность частиц жидкостей и газов 20(21). Подвижность частиц жидкостей и газов. Дополнительные задачи 21(22). Закон Паскаля. Гидравлический пресс 22(23). Давление в жидкостях. Сообщающиеся сосуды 23(24). Атмосферное давление 23(24). Атмосферное давление. Дополнительные задачи 24(25). Насосы. Манометры 25(26). Закон Архимеда 25(26). Закон Архимеда. Дополнительные задачи
IV. Работа и мощность. Простые механизмы. Энергия
26(27). Механическая работа 27(28). Мощность 28(29). Рычаги 29(30). Блоки 30(31). КПД механизмов 31(32). Энергия 31(32). Энергия. Дополнительные задачи 32(33). Равновесие тел
V. Механические колебания и волны
33(34). Колебания 34(35). Волны 34(35). Волны. Дополнительные задачи 35(36). Звуковые волны 35(36). Звуковые волны. Дополнительные задачи
VI. Тепловые явления
36(37). Внутренняя энергия 37(38). Виды теплопередачи 38(39). Измерение количества теплоты 39(40). Удельная теплота сгорания топлива 40(41). Плавление и отвердевание 41(42). Испарение. Кипение 42. Тепловые явления (43 Тепловые двигатели) 43(44). Влажность воздуха
VII. Электрические явления
44(45). Электризация тел 45(46). Электрическое поле 45(46). Электрическое поле. Дополнительные задачи 46(47). Сведения о строении атома 47(48). Электрический ток 48(49). Электрическая цепь 49(50). Сила тока. Напряжение. Сопротивление 50(51). Закон Ома 51(52). Расчет сопротивления проводников 52(53). Последовательное соединение проводников 53(54). Параллельное соединение проводников 54(55). Работа и мощность тока 55(56). Тепловое действие тока 56(57). Электромагнитные явления VIII. Световые явления
57(58). Источники света. Свойства света 58(59). Распространение света 59(60). Отражение света 60(61). Плоское зеркало 61(62). Преломление света 62(63). Линзы
IX. Строение атома и атомного ядра
63(64). Строение атома. Состав ядра атома. Изотопы 64(65). Радиоактивный распад 65(66). Ядерные реакции 66(67). Элементарные частицы. Взаимодействие энергии и массы
I. НАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ФИЗИЧЕСКИХ ТЕЛАХ И ИХ СВОЙСТВАХ. 1. Физические тела. Физические явления
1. Укажите, что относится к понятию «физическое тело», а что к понятию «вещество»: самолет, космический корабль, медь, авторучка, фарфор, вода, автомобиль.
Правильный ответ на задачу
.
2. Приведите примеры следующих физических тел: а) состоящих из одного и того же вещества; б) состоящих из различных веществ одинакового названия и назначения.
Правильный ответ на задачу
.
3. Назовите физические тела, которые могут быть сделаны из стекла, резины, древесины, стали, пластмассы.
Правильный ответ на задачу
.
4. Укажите вещества, из которых состоят следующие тела: ножницы, стакан, футбольная камера, лопата, карандаш.
Правильный ответ на задачу
.
5. Начертите в тетради таблицу и распределите в ней следующие слова: свинец, гром, рельсы, пурга, алюминий, рассвет, буран, Луна, спирт, ножницы, ртуть, снегопад, стол, медь, вертолет, нефть, кипение, метель, выстрел, наводнение.
Правильный ответ на задачу
.
6. Приведите примеры механических явлений.
Правильный ответ на задачу
.
7. Приведите примеры тепловых явлений.
Правильный ответ на задачу
.
8. Приведите примеры звуковых явлений.
Правильный ответ на задачу
.
9. Приведите примеры электрических явлений.
Правильный ответ на задачу
.
10. Приведите примеры магнитных явлений.
Правильный ответ на задачу
.
11. Приведите примеры световых явлений.
Правильный ответ на задачу
.
12. Предлагаемую ниже таблицу начертите в тетради и впишите слова, относящиеся к механическим, звуковым, тепловым, электрическим, световым явлениям: шар катится, свинец плавится, холодает, слышны раскаты грома, снег тает, звезды мерцают, вода кипит, насту
Правильный ответ на задачу
.
13. Назовите два-три физических явления, которые наблюдаются при выстреле из пушки.
I. НАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ФИЗИЧЕСКИХ ТЕЛАХ И ИХ СВОЙСТВАХ.
2. Измерение физических величин
14. Представьте себе монету достоинством 50 к. и футбольный мяч. Мысленно прикиньте, во сколько раз диаметр мяча больше диаметра монеты. (Для проверки ответа см. таблицу 13.)1
Правильный ответ на задачу
.
15. а) Толщина волоса равна 0,1 мм. Выразите эту толщину в см, м, мкм, нм. б) Длина одной из бактерий равна 0,5 мкм. Сколько таких бактерий уложилось бы вплотную на отрезке длиной 0,1 мм, 1 мм, 1 см?
Правильный ответ на задачу
.
16. В Древнем Вавилоне за единицу длины принимали расстояние, которое проходил взрослый человек за время выхода диска Солнца из-за горизонта. Эта единица называлась стадием. Могла ли такая единица длины быть точной? Ответ объясните.
Правильный ответ на задачу
.
17. Какова длина бруска, изображенного на рисунке 1?
Правильный ответ на задачу
.
18°. На рисунке 2 показано, как можно измерить диаметр шара. Определите его. Пользуясь указанным методом, определите диаметр мяча, которым вы играете.
Правильный ответ на задачу
.
19. На рисунке 3 показаны части брусков и линеек. Левые концы брусков совпадают с нулевыми отметками линеек, что на рисунке не показано, а правые концы относительно числовых отметок шкалы расположены так, как показано на рисунке. Определите на глаз длину
Правильный ответ на задачу
.
20. С какой точностью вы можете измерить длины небольших предметов линейками, изображенными на рисунке 4, а, б, в, г?
Правильный ответ на задачу
.
21°. Чтобы определить диаметр проволоки, ученик намотал вплотную на карандаш 30 витков, которые заняли часть карандаша длиной 3 см (рис. 5). Определите диаметр проволоки.
Правильный ответ на задачу
.
22°. Определите длину окружности головки винта или гвоздя один раз способом, изображенным на рисунке 6, другой раз — измеряя диаметр и умножая его на число π. Результаты сравните и запишите в тетради.
Правильный ответ на задачу
.
23°. Возьмите несколько одинаковых монет, сложите их так, как показано на рисунке 7, и измерьте линейкой, имеющей цену деления 1 мм, толщину получившейся стопки. Определите толщину одной монеты. В каком случае толщина одной монеты будет измерена более точ
Правильный ответ на задачу
.
24°. Как с помощью измерительной линейки определить средние диаметры мелких однородных предметов, например зерен пшена, чечевицы, булавочных головок, зерен мака и т. п.?
Правильный ответ на задачу
.
25. а) При строительстве дома уложили железобетонную плиту длиной 5,8 м и шириной 1,7 м. Определите площадь, которую заняла эта плита. б) В любом цирке мира диаметр арены равен 13 м. Какую площадь в цирке занимает арена?
Правильный ответ на задачу
.
26*. Какой длины будет полоса, состоящая из квадратных кусочков площадью 1 см2, вырезанных из листа площадью 1 м2?1
Правильный ответ на задачу
.
27. Измерив диаметр круга, изображенного на рисунке 8, вычислите его площадь. Определите площадь круга, подсчитав в нем квадратики. Сравните полученные вами численные результаты.
28. Определите объем прямоугольного бруска, длина которого 1,2 м, ширина 8 см и толщина 5 см.
Правильный ответ на задачу
.
29°. Измерив длину, ширину и высоту своей комнаты, определите ее объем.
Правильный ответ на задачу
.
30. Высота гранитной колонны равна 4 м, основание колонны — прямоугольник со сторонами 50 и 60 см. Определите объем колонны.
Правильный ответ на задачу
.
31. Каковы объемы жидкостей в мензурках, изображенных на рисунке 9?
Правильный ответ на задачу
.
32. В чем состоит сходство и различие шкал мензурок, изображенных на рисунке 10?
Правильный ответ на задачу
.
33. В мензурку с водой (рис. 11) опущено тело неправильной геометрической формы. Определите цену деления мензурки и объем тела.
Правильный ответ на задачу
.
34°. Как определить объем одной дробинки, если даны мензурка, дробь, вода?
Правильный ответ на задачу
.
35. Объясните, пользуясь рисунком 12, как можно определить объем тела, которое не помещается в мензурке.
Правильный ответ на задачу
.
36. С какой точностью можно измерить время секундомером, изображенным на рисунке 13?
Правильный ответ на задачу
.
37. Победитель школы по легкой атлетике пробежал дистанцию 100 м за время, которое показано на секундомере на рисунке 13. Выразите это время в минутах, часах, миллисекундах, микросекундах.
Правильный ответ на задачу
.
38. Ночью температура воздуха была -6 °С, а днем +4 °С. На сколько градусов изменилась температура воздуха?
Правильный ответ на задачу
.
39. Определите цену деления шкалы каждого термометра (рис. 14). Какую минимальную температуру можно измерить термометром, показанным на рисунке 14, а? Какую температуру показывает каждый из термометров, фрагменты которых приведены на рисунке 14, б—д?
I. НАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ФИЗИЧЕСКИХ ТЕЛАХ И ИХ СВОЙСТВАХ.
3. Строение вещества
40. В толстостенном стальном цилиндре сжимают масло. При большом давлении капельки масла выступают на внешних стенках цилиндра. Чем это можно объяснить?
Правильный ответ на задачу
.
41. На фотоснимке видимый диаметр молекулы некоторого вещества равен 0,5 мм. Чему равен действительный диаметр молекулы данного вещества, если фотоснимок получен с помощью электронного микроскопа с увеличением в 200 000 раз?
Правильный ответ на задачу
.
42*. Капля масла объемом 0,003 мм3 растеклась по поверхности воды тонким слоем и заняла площадь 300 см2. Принимая толщину слоя равной диаметру молекулы масла, определите этот диаметр.
Правильный ответ на задачу
.
43. Длина столбика ртути в трубке комнатного термометра увеличилась. Увеличилось ли при этом число молекул ртути? Изменился ли объем каждой молекулы ртути в термометре?
Правильный ответ на задачу
.
44. Можно ли сказать, что объем газа в сосуде равен сумме объемов его молекул?
Правильный ответ на задачу
.
45. Отличаются ли при одинаковой температуре промежутки между молекулами какого-либо вещества, находящегося в твердом, жидком и газообразном состояниях?
Правильный ответ на задачу
.
46. Под действием груза резиновый шнур удлинился. Изменилась ли при этом форма молекул? Ответ поясните.
Правильный ответ на задачу
.
47*. Под действием груза поршень в цилиндре опустился в положение 2 (рис. 15). Когда же груз удалили, то поршень занял прежнее положение 1. Как при этом изменилось отношение объема воздуха, находящегося под поршнем, к сумме объемов его молекул?
Правильный ответ на задачу
.
48. Приведите пример опыта, подтверждающего, что вещество состоит из молекул, разделенных промежутками.
Правильный ответ на задачу
.
49. Одинаковы ли объемы и состав молекул холодной и горячей воды?
Правильный ответ на задачу
.
50. Одинаковы ли объемы и состав молекул у различных веществ?
Правильный ответ на задачу
.
51. Дано отношение произвольного объема воды к сумме объемов молекул этой же воды и отношение такого же объема пара к сумме объемов молекул того же пара. Какое отношение больше?
Правильный ответ на задачу
.
52. Как изменяются промежутки между частицами медной заклепки при нагревании и охлаждении?
Правильный ответ на задачу
.
53. Чем объясняется увеличение длины проволоки при ее нагревании?
Правильный ответ на задачу
.
54. Почему уменьшается длина рельса при его охлаждении?
Правильный ответ на задачу
.
55. Зачем на точных измерительных инструментах указывается температура (обычно 20 °С)?
I. НАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ФИЗИЧЕСКИХ ТЕЛАХ И ИХ СВОЙСТВАХ.
4. Движение молекул и температура тела
56. Чем объясняется распространение в воздухе запахов бензина, дыма, нафталина, духов и других пахучих веществ?
Правильный ответ на задачу
.
57. Молекулы газа движутся со скоростями порядка нескольких сотен метров в секунду. Почему же в воздухе запах пролитого около нас эфира или бензина мы не чувствуем мгновенно?
Правильный ответ на задачу
.
58. Открытый сосуд с углекислым газом уравновесили на весах. Почему со временем равновесие весов нарушилось?
Правильный ответ на задачу
.
59. Детский резиновый шар, наполненный водородом, через несколько часов становится слабо надутым. Почему?
Правильный ответ на задачу
.
60. Почему дым от костра по мере его подъема перестает быть видимым даже в безветренную погоду?
Правильный ответ на задачу
.
61. Почему в газах и жидкостях диффузия протекает значительно быстрее, чем в твердых телах?
Правильный ответ на задачу
.
62. В старинной книге перед страницами с рисунками подклеены листы тонкой прозрачной бумаги. Почему на сторонах этой бумаги, соприкасающихся с рисунками, со временем появились отпечатки рисунков?
Правильный ответ на задачу
.
63. Морское животное кальмар при нападении на него выбрасывает темно-синюю защитную жидкость. Почему через некоторое время пространство, заполненное этой жидкостью, даже в спокойной воде становится прозрачным?
Правильный ответ на задачу
.
64. Если рассматривать в микроскоп каплю сильно разбавленного молока, то можно видеть, что плавающие в жидкости мелкие капли масла непрерывно движутся. Объясните это явление.
Правильный ответ на задачу
.
65. Одинаковые кусочки сахара были брошены в стаканы с водой одновременно. В каком стакане начальная температура воды была больше (рис. 16)?
Правильный ответ на задачу
.
66. Почему не рекомендуется мокрую ткань, окрашенную в темный цвет, оставлять на длительное время в соприкосновении с белой тканью? Объясните происходящее явление.
Правильный ответ на задачу
.
67. Как можно ускорить диффузию в твердых телах?
Правильный ответ на задачу
.
68. Где лучше сохранить детский резиновый шарик, наполненный водородом: в холодном или теплом помещении?
Правильный ответ на задачу
.
69. Один кувшин с молоком поставили в холодильник, другой оставили в комнате. Где сливки отстоятся быстрее?
I. НАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ФИЗИЧЕСКИХ ТЕЛАХ И ИХ СВОЙСТВАХ.
5. Взаимодействие молекул
70. Молекулы твердого тела находятся в непрерывном движении. Почему же твердые тела не распадаются на отдельные молекулы?
Правильный ответ на задачу
.
71. Почему разломанный карандаш мы не можем соединить так, чтобы он вновь стал целым?
Правильный ответ на задачу
.
72. Почему после дождя пыль на дороге не поднимается?
Правильный ответ на задачу
.
73. Почему для разделения листов бумаги, смоченных водой, требуется значительно большее усилие, чем при перелистывании сухих страниц книги?
Правильный ответ на задачу
.
74. Почему на классной доске пишут мелом, а не куском белого мрамора? Что можно сказать о взаимодействии между частицами этих веществ?
Правильный ответ на задачу
.
75. У какого из веществ (свинца, воска, цинка) при нормальных условиях сила притяжения между частицами наибольшая; наименьшая?
Правильный ответ на задачу
.
76. Плоскопараллельные концевые меры длины (плитки Иоганссона) отполированы так, что при контакте они прилипают друг к другу и взаимно удерживаются (рис. 17). Объясните причину этого явления.
Правильный ответ на задачу
.
77. Сварку металлических деталей можно выполнить и холодным способом, если, соединив их, очень сильно сдавить. При каком условии такая сварка может быть выполнена?
Правильный ответ на задачу
.
78. Стеклянную пластинку, подвешенную на резиновом шнуре, опустили до соприкосновения с поверхностью воды (рис. 18). Почему при подъеме пластинки шнур растягивается?
Правильный ответ на задачу
.
79. В каком состоянии — твердом или жидком — сила притяжения между молекулами свинца больше?
Правильный ответ на задачу
.
80. Масло сравнительно легко удаляется с чистой поверхности меди. Удалить ртуть с той же поверхности невозможно. Что можно сказать о взаимном притяжении между молекулами масла и меди, ртути и меди?
Правильный ответ на задачу
.
81. Молекулы вещества притягиваются друг к другу. Почему же между ними существуют промежутки?
Правильный ответ на задачу
.
82. Что есть общего между склеиванием бумаги и паянием металлических изделий?
Правильный ответ на задачу
.
83. Чем отличается сварка металлических деталей от паяния металлических изделий?
I. НАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ФИЗИЧЕСКИХ ТЕЛАХ И ИХ СВОЙСТВАХ.
5. Взаимодействие молекул. Дополнительные задачи
Д. 1. На бумажных обоях капли масла и капли чистой воды расплываются и образуют пятна. Почему пятна от масла остаются на обоях, а от воды нет?
Правильный ответ на задачу
.
Д. 2. Почему рекомендуется стеклянные пластины при их хранении прокладывать бумагой?
Правильный ответ на задачу
.
Д. 3. В какой из жидкостей, налитых в стеклянные стаканы (рис. 1д1), взаимное притяжение молекул больше, чем притяжение молекул жидкости и молекул стекла?
Правильный ответ на задачу
.
Д. 4. Почему кожаную демисезонную обувь рекомендуется смазывать кремом, содержащим жиры или парафин?
Правильный ответ на задачу
.
Д. 5. Почему одни лекарственные таблетки легко растворяются в воде, а другие нет?
Правильный ответ на задачу
.
Д. 6. Почему использованную жевательную резинку, прилипшую к одежде или чистым деревянным, металлическим и другим поверхностям, так трудно удалить без помощи растворителя, содержащего бензин?
Правильный ответ на задачу
.
Д. 7. Современные торговые этикетки со штрихкодами прочно удерживаются на стеклянных и других поверхностях благодаря своей клеевой основе. Почему же при удалении таких этикеток на многих поверхностях не остается следов клея?
I. НАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ФИЗИЧЕСКИХ ТЕЛАХ И ИХ СВОЙСТВАХ.
6. Три состояния вещества
84. Можно ли открытый сосуд заполнить газом на 50% его вместимости?
Правильный ответ на задачу
.
85. Закрытая бутылка наполовину заполнена ртутью. Можно ли утверждать, что в верхней половине бутылки ртуть отсутствует?
Правильный ответ на задачу
.
86. Могут ли быть в жидком состоянии кислород, азот?
Правильный ответ на задачу
.
87. Могут ли быть в газообразном состоянии ртуть, железо, свинец?
Правильный ответ на задачу
.
88. В каком состоянии при комнатной температуре находятся следующие вещества: вода, сахар, воздух, олово, спирт, лед, кислород, алюминий, молоко, азот? Ответы впишите в таблицу, начертив ее в тетради.
Правильный ответ на задачу
.
89. Летним вечером над болотом образовался туман. Какое это состояние воды?
Правильный ответ на задачу
.
90. В зимний морозный день над полыньей в реке образовался туман. Какое это состояние воды?
Правильный ответ на задачу
.
91. Свежий, хотя и невидимый, след (например, зайца) собака берет. Однако со временем она его учуять не может. Объясните это явление.
Правильный ответ на задачу
.
92. В полистироловой фляге длительное время хранился керосин. Если в эту, даже очень тщательно вымытую, флягу налить молоко, то в нем мы все же будем чувствовать запах керосина. Объясните почему.
Правильный ответ на задачу
.
93. Кусок олова нагрели, и оно перешло в жидкое состояние. Как при этом менялось движение и расположение частиц олова относительно друг друга?
Правильный ответ на задачу
.
94. Вода испарилась и превратилась в пар. Изменились ли при этом сами молекулы воды? Как изменилось их расположение и движение?
7. Равномерное и неравномерное прямолинейное движение
95. В движущемся вагоне пассажирского поезда на столе лежит книга. В покое или движении находится книга относительно: а) стола; б) рельсов; в) пола вагона; г) телеграфных столбов?
Правильный ответ на задачу
.
96. Какую траекторию при движении описывает центр колеса автомобиля относительно прямолинейной дороги?
Правильный ответ на задачу
.
97. Рассмотрите движение концов минутной и часовой стрелок часов. Что между этими движениями общего? Чем они отличаются друг от друга?
Правильный ответ на задачу
.
98. Велосипедист движется равномерно и прямолинейно. Какова траектория движения точек обода колеса относительно рамы велосипеда?
Правильный ответ на задачу
.
99. Какие части велосипеда при прямолинейном движении описывают прямолинейные траектории относительно дороги, а какие — криволинейные?
Правильный ответ на задачу
.
100. После стыковки космический корабль и орбитальная станция двигались некоторое время совместно. Что можно сказать о скорости и виде их движения относительно друг друга и относительно Земли при таком полете?
Правильный ответ на задачу
.
101. На рисунке 19 изображена часть траектории движения Земли вокруг Солнца. Стрелками показаны направления движения Земли и ее вращения. Когда жители Москвы движутся в пространстве быстрее относительно Солнца: в полдень или в полночь? Почему?
Правильный ответ на задачу
.
102. Группа самолетов (рис. 20) одновременно выполняет фигуры высшего пилотажа, сохраняя заданный строй. Что можно сказать о движении самолетов относительно друг друга?
Правильный ответ на задачу
.
103. Шарик в трубке с водой (рис. 21) равномерно опускается за каждую секунду на 5 см. В каком направлении и с какой скоростью следует перемещать трубку, чтобы шарик относительно поверхности Земли оставался в состоянии покоя?
Правильный ответ на задачу
.
104. Велосипедист проехал путь от A до B (рис. 22). Одинаковые ли пути пройдены при этом передним и задним колесами велосипеда?
Правильный ответ на задачу
.
105. Одинаковые ли пути проходят правые и левые колеса автомобиля при повороте (рис. 23)?
Правильный ответ на задачу
.
106. Определите знаки проекций векторов перемещения s1, s2, s3, s4, s5, на оси координат X и Y (рис. 24).
107. Кабина лифта опустилась с одиннадцатого этажа здания на пятый, а затем поднялась на восьмой этаж. Считая, что расстояния между этажами равны по 4 м, определите путь и перемещение кабины. Какой знак имеет проекция вектора перемещения на ось, направлен
Правильный ответ на задачу
.
108. Автомобиль проехал по улице путь, равный 400 м, затем свернул направо и проехал по переулку еще 300 м. Считая движение прямолинейным на каждом из отрезков пути, найдите путь автомобиля и его перемещение.
Правильный ответ на задачу
.
109. В военно-патриотической игре группа школьников получила задание пройти путь, равный 400 м на север, 500 м на восток, 600 м на юг, 200 м на запад, 200 м на север и 300 м на запад. Изобразите траекторию передвижения группы и определите весь пройденный
Правильный ответ на задачу
.
110. Минутная стрелка часов за один час совершает полный оборот. Какой путь проходит при этом конец стрелки длиной 5 см? Чему равно линейное перемещение конца стрелки?
Правильный ответ на задачу
.
111. Каждый из участков пути АВ, ВС и CD автомобиль проезжает за 1 мин (рис. 25). На каком участке скорость наибольшая, на каком — наименьшая?
Правильный ответ на задачу
.
112. На рисунке 26 обозначена траектория движения искусственного спутника Земли. Участки траектории бв и га спутник проходит за одинаковое время. На каком из участков средняя скорость спутника больше?
Правильный ответ на задачу
.
113. Домик полярников с дрейфующей льдиной за первые сутки переместился на 5 км, за вторые сутки — на 5 км, за третьи — на 5 км и т. д. Можно ли считать такое движение равномерным?
Правильный ответ на задачу
.
114. Автомобиль равномерно движется с запада на восток со скоростью 60 км/ч. Изобразите графически скорость автомобиля (масштаб: 0,5 см — 10 км/ч).
Правильный ответ на задачу
.
115. Шарик тонет в воде. Каждую секунду он проходит путь, равный 10 см. Изобразите графически скорость движения шарика (масштаб: 2 см — 10 см/с).
Правильный ответ на задачу
.
116. С востока на запад при встречном ветре, скорость которого 6 м/с, движется велосипедист со скоростью 8 м/с. Изобразите графически (стрелкой) эти скорости (масштаб: 0,5 см — 2 м/с).
Правильный ответ на задачу
.
117. Муха летит со скоростью 18 км/ч. Выразите эту скорость в сантиметрах в секунду (см/с); метрах в секунду (м/с). Последнюю скорость изобразите графически (стрелкой), полагая, что муха летит в направлении с востока на запад (масштаб: 1 м/с — 0,5 см).
Правильный ответ на задачу
.
118. Трамвай движется со скоростью 36 км/ч. Выразите эту скорость в метрах в секунду (м/с).
119. Известно, что первая, вторая и третья космические скорости1 соответственно равны 7,9 км/с, 11,2 км/с, 16,7 км/с. Выразите эти скорости в метрах в секунду (м/с) и в километрах в час (км/ч).
Правильный ответ на задачу
.
120. От пункта А до пункта В путь, равный 2700 км, реактивный самолет пролетел за 1 ч. Обратный путь он летел со скоростью 715 м/с. В каком направлении скорость самолета была больше?
Правильный ответ на задачу
.
121. Скорость зайца равна 15 м/с, а скорость дельфина — 72 км/ч. Кто из них имеет большую скорость?
Правильный ответ на задачу
.
122*. Скорость v1 вертикального подъема груза краном равна 0,2 м/с. Скорость v2 тележки крана равна 0,1 м/с (рис. 27). Определите скорость движения груза относительно наблюдателя, неподвижно стоящего на поверхности Земли.
Правильный ответ на задачу
.
123*. Санки скатываются с горы и в некоторый момент времени имеют скорость 10 м/с. Чему равны горизонтальная составляющая vг и вертикальная составляющая vв этой скорости в данный момент, если наклон горы равен 30° к горизонту?
Правильный ответ на задачу
.
124. За 5 ч 30 мин велосипедист проделал путь 99 км. С какой средней скоростью двигался велосипедист?
Правильный ответ на задачу
.
125. Вычислите среднюю скорость лыжника, прошедшего путь 20 км за 3 ч.
Правильный ответ на задачу
.
126. Вычислите скорость движения пешехода, кавалериста, танка (Т-34), пассажирского самолета (Ил-62), если путь 20 км они проходят соответственно за 5 ч; 2 ч; 22 мин; 1,4 мин.
Правильный ответ на задачу
.
127. К 17 ч 12 сентября 1959 г. вторая космическая ракета, доставившая советский вымпел на Луну, удалилась от поверхности Земли на расстояние 101 000 км. К 22 ч того же дня она находилась уже на расстоянии 152 000 км от Земли. Определите среднюю скорость
Правильный ответ на задачу
.
128. В течение 30 с поезд двигался равномерно со скоростью 72 км/ч. Какой путь прошел поезд за это время?
Правильный ответ на задачу
.
129. Юный пассажир в самолете дальнего следования отметил, что полет над лесом длился ровно 1 мин. Зная скорость полета самолета (850 км/ч), он тут же определил длину пути, пройденного самолетом над лесом. Какой результат получил юный пассажир?
Правильный ответ на задачу
.
130. За сколько времени плывущий по течению реки плот пройдет 15 км, если скорость течения 0,5 м/с?
131. В подрывной технике употребляют сгорающий с небольшой скоростью бикфордов шнур. Какой длины надо взять шнур, чтобы успеть отбежать на расстояние 300 м, после того как его зажгут? Скорость бега равна 5 м/с, а пламя по шнуру распространяется со скорост
Правильный ответ на задачу
.
132. Трактор за первые 5 мин проехал 600 м. Какой путь он пройдет за 0,5 ч, двигаясь с той же скоростью?
Правильный ответ на задачу
.
133. Вагон, двигаясь под уклон с сортировочной горки, проходит 120 м за 10 с. Скатившись с горки и продолжая двигаться, он проходит до полной остановки еще 360 м за 1,5 мин. Определите среднюю скорость вагона за все время движения.
Правильный ответ на задачу
.
134. Один велосипедист 12 с двигался со скоростью 6 м/с, а второй проехал этот же участок пути за 9 с. Какова средняя скорость второго велосипедиста на этом участке пути?
Правильный ответ на задачу
.
135. Поднимаясь в гору, лыжник проходит путь, равный 3 км, со средней скоростью 5,4 км/ч. Спускаясь с горы со скоростью 10 м/с, он проходит 1 км пути. Определите среднюю скорость лыжника на всем пути.
Правильный ответ на задачу
.
136. Автомобиль первую часть пути (30 км) прошел со средней скоростью 15 м/с. Остальную часть пути (40 км) он прошел за 1 ч. С какой средней скоростью двигался автомобиль на всем пути?
Правильный ответ на задачу
.
137*. Автобус первые 4 км пути проехал за 12 мин, а следующие 12 км — за 18 мин. Какова средняя скорость автобуса на каждом участке пути и на всем пути?
Правильный ответ на задачу
.
138. Определите длину поезда, движущегося равномерно по мосту длиной 630 м со скоростью 18 км/ч, если поезд проходит мост в течение 2,5 мин.
Правильный ответ на задачу
.
139*. Пассажир поезда, идущего со скоростью 40 км/ч, видит в течение 3 с встречный поезд длиной 75 м. С какой скоростью движется встречный поезд?
Правильный ответ на задачу
.
140. Два автомобиля движутся прямолинейно и равномерно в одном направлении со следующими скоростями: v1=54 км/ч и v2=36 км/ч. В начале наблюдения расстояние между ними было равно 18 км. Через какое время первый автомобиль догонит идущий впереди второй авт
Правильный ответ на задачу
.
141. Венеция соединена с материковой частью Италии мостом длиной 4 км 70 м. Велосипедист преодолевает это расстояние за время, которое равно 6 мин 47 с. Определите, на сколько минут позже должен въехать на мост автомобиль, чтобы догнать велосипедиста в ко
142*. Из пунктов А и Б по шоссе навстречу друг другу движутся два автобуса. Один выехал в 9 ч из пункта А, а другой — в 9 ч 30 мин из пункта Б. Первый движется со скоростью 40 км/ч, а второй — со скоростью 60 км/ч. Расстояние между пунктами равно 120 км.
Правильный ответ на задачу
.
143*. Определите скорость течения реки, если грузовой теплоход проходит за сутки по течению путь, равный 600 км, и против течения путь, равный 336 км, за то же время.
Правильный ответ на задачу
.
144*. Лодка держит курс перпендикулярно берегу и движется со скоростью 7,2 км/ч. Течение относит ее на расстояние 150 м вниз по реке. Найдите скорость течения реки и время, затраченное на переезд через реку. Ширина реки равна 0,5 км.
Правильный ответ на задачу
.
145. Мотоцикл двигался в течение 15 с со скоростью 5 м/с, в течение 10 с со скоростью 8 м/с и в течение 6 со скоростью 20 м/с. Какова средняя скорость движения мотоцикла?
Правильный ответ на задачу
.
146*. Три четверти своего пути автомобиль прошел со скоростью 60 км/ч, остальную часть пути — со скоростью 80 км/ч. Какова средняя скорость движения автомобиля?
Правильный ответ на задачу
.
147. На рисунке 28 представлены графики зависимости пути от времени для трех тел. Какое из этих тел движется равномерно? Можно ли утверждать, что тела движутся прямолинейно?
Правильный ответ на задачу
.
148. По графику зависимости пути от времени (рис. 29) определите значения скорости на каждом этапе пути и среднюю скорость тела за время движения. Можно ли утверждать, что в моменты времени, соответствующие изломам графика, тело движется равномерно?
Правильный ответ на задачу
.
149. По данным условия задачи 145 постройте график скорости и определите отрезки пути, пройденные телом на каждом этапе движения. Постройте график средней скорости движения тела. Сравните площади под графиками.
Правильный ответ на задачу
.
150*. На рисунке 30 представлены графики зависимости координаты х от времени t для пяти тел. Определите скорости этих тел. Проанализируйте точки пересечения графиков. Постройте графики зависимости скорости от времени.
Правильный ответ на задачу
.
151*. По графикам (рис. 31) напишите уравнения движения x = x(t). Из уравнений и графиков найдите координаты тел через 5 с, скорости движения тел, время и место встречи второго и третьего тел.
Правильный ответ на задачу
.
152. Тело, двигаясь без начальной скорости, прошло за первую секунду путь, равный 1 м, за вторую секунду путь, равный 2 м, за третью секунду 3 м, за четвертую секунду 4 м и т. д. Можно ли считать такое движение равномерным?
153. Какой из графиков на рисунке 32 соответствует равномерному прямолинейному движению, а какой — равноускоренному? Можно ли однозначно утверждать, что точка пересечения графиков 3 и 5 свидетельствует о том, что в данный момент времени координаты тел сов
Правильный ответ на задачу
.
154. По данным графиков 1, 3, 4 (рис. 32) определите начальную скорость, приращение скорости за одну секунду, среднюю скорость движения за шесть секунд.
Правильный ответ на задачу
.
155. С каким средним ускорением двигался автобус, если за время, равное 1 мин, показания скорости на спидометре изменились от 18 до 72 км/ч? Постройте график зависимости скорости от времени.
Правильный ответ на задачу
.
156. Вагон движется равноускоренно с ускорением 0,5 м/с2. Начальная скорость вагона равна 54 км/ч. Через сколько времени вагон остановится? Постройте график зависимости скорости от времени.
Правильный ответ на задачу
.
157. Пользуясь графиками рисунка 32, поясните, как двигались тела. Запишите формулу зависимости скорости от времени для каждого из тел.
Правильный ответ на задачу
.
158. С каким ускорением двигался автомобиль, если на пути 1 км его скорость возросла от 36 до 72 км/ч?
Правильный ответ на задачу
.
159*. Самолет, летевший прямолинейно с постоянной скоростью 360 км/ч, стал двигаться с постоянным ускорением 9 м/с2 в течение 10 с в том же направлении. Какой скорости достиг самолет и какое расстояние он пролетел за это время? Чему равна средняя скорость
Правильный ответ на задачу
.
160*. Трамвай двигался равномерно прямолинейно со скоростью 6 м/с, а в процессе торможения — равноускоренно с ускорением 0,6 м/с2. Определите время торможения и тормозной путь трамвая. Постройте графики скорости v(t) и ускорения a(t).